Савенкова Любовь Григорьевна    

Институт художественного образования РАО

 

Интегрированный подход к процессу освоения искусства

в школе как одно из важных направлений

современной  художественной педагогики.

 

В современный период России возникла реальная потребность школ научить детей:

 

·        адекватно воспринимать визуальный мир информации;

·        ориентироваться в окружающем мире информации;

·        осознавать и усваивать визуальный мир избирательно и уметь адаптировать его на себя;

·        сформировать у школьников художественный зрительский вкус.

 

      Все это предполагает:

·        накопление определенного опыта эмоционально-образного восприятия не только искусства, но и окружающей природы;

·        развитие эмоционально-чувственной сферы детей;

·        говоря словами Лотмана, научение детей «рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства»;

·        готовить их к участию в посильном в совершенствовании культуры своего народа.

 

         Важность интегрированного исследовательского подхода к процессу освоения искусства  в школе обоснована еще и следующими факторами: 

·        в первую очередь, минимальное количество отводимого учебного времени  на искусство (2 часа в неделю);

·        потребность культурного и эстетического воспитания подрастающего поколения;

·        важность освоения культуры и искусства с позиций региона и общечеловеческих ценностей;

·        потребность времени в воспитании творчески активных личностей;

·        оторванность предметов художественного и эстетического цикла от реальной жизни.

 

      Все это предполагает разработку:

·        требований к предметам художественного и гуманитарного цикла; 

·        разработки программ, направленных на решение этих проблем;

·        совершенствования педагогических гуманитарных технологий.

 

В результате длительной исследовательской работы в Институте художественного образования мною (опираясь на опыт истории, особенно периода 20-30 гг. 20 века, современных форм и направлений работы с детьми)  раскрыт нетрадиционный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе с позиций интегрированного, полихудожественного,  предметно-пространственного метода. Пространство выделено мной с позиций категории эстетики –   как факт  существования  любого  искусства («каждое искусство есть средство организации пространства» – П. Флоренский). Этот подход, на мой взгляд, является универсальным в освоении любого вида искусства в школе. Поскольку пространство пустое, не заполненное предметами, цветом, звуками, запахами, действием для детей не понятно. Я отождествляю понятие пространства с понятием среды – отсюда выражение предметно-пространственное направление.

Такое направление оправдано, так же и тем, что именно среда выдвигает основное педагогическое условие – интегрированный подход к освоению искусства. Среда интегрирована по своей природе, так как все живет и развивается в определенной среде и вне среды существовать не может, она:

·        интегрируюет в себе многообразие предметного, природного мира и искусства (А. Раппопорт);

·        позволяет максимально развивать у детей поле пространственного воображения: широту, объем воображаемых представлений, фантазию, которые с точки зрения теории «полихудожественного развития» Б.П.Юсова (когда освоение одного вида искусства ведется через привлечение разных видов искусства, разных видов художественного мышления с опорой на: художественный образ; художественно образный язык разных искусств; художественные средства выразительности, в том числе ритм, музыкальность (мелодику), структуру (конструкцию, композицию) являются непременным условием развития творческого потенциала ребенка.

 

Слово «пространство» рассматриваю, как 

про-стран-ство-вать, то есть прожить пространственный образ искусства   (освоить, изучить и осознать его с разных точек зрения), про-стран-ство-вать по свету, по культуре региона и мира.

           Правомерность предметно–пространственного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе, обусловлена следующими факторами:

 

1.     всякое реалистическое изображение в основе своей имеет предметно-пространственную форму понимания действительности, в которой выражается мировоззрение художника (В.А. Фаворский);

2.     искусство в детском и школьном возрасте должно осваиваться в активном творческом действии, в разнообразных проявлениях ребенка в творчестве, в ощущении окружающего пространства жизни и себя в этом пространстве (А.В. Бакушинский);

3.     предметно-преобразующая деятельность с реальным пространством является исходной формой всех видов деятельности ребенка: игровой, учебной, трудовой (В.В.Давыдов).

 

Выделяемый в исследовании подход к освоению изобразительного искусства детьми рассматривается с позиций “экологии культуры”, сохранения культуры, сохранения истории культуры, общечеловеческих, художественных и эстетических ценностей. Поскольку для человека «важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (Д.С. Лихачев Прошлое – будущему: статьи и очерки.- Л.: Наука, 1985, с.574-580).

 

Развиваемый подход  предполагает активную творческую работу (как учителя, так и его учеников), предполагает особый психологический климат на занятии, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе и сотворчестве педагогов в коллективе школы.

 

          При правильной организации учебного процесса интегрированное преподавание становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива, который направлен: на понимание региональной культуры, общезначимых, культурных ценностей; на развитие собственной художественно-творческой деятельности в различных видах искусства.

 

        Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания  активно выражать себя в каком-либо творчестве.

 

         Обобщая взгляды ученых, занимающимися проблемой интеграции в различных областях наук мною определены этапы интегрированного подхода к процессу обучения искусству и художественному воспитанию, которые можно сформулировать следующим образом:

1.     этап художественной интеграции следует рассматривать как целостностность - взгляд на другие искусства с позиций одного искусства   в науке это определяется как концепция;

2.     этап – взаимосвязь, взаимодействие искусства  с окружающей жизнью, природой, историей культуры, понимаемого как корреляция;

3.     этап – системность художественного мышления, выражение искусства через символ, знак – направлено на синкретизацию.

 

        С этих позиций уровни художественной интеграции, в связи с особенностями возраста, раскрываются со следующим образом:

 

         1-й уровень – экологический подход к индивидуальному развитию восприятия и деятельности формирующейся личности (дошкольный и младший школьный возраст) (предполагает исходить из потребностей и интересов ребенка, опираясь на его возрастные и психические особенности);

         2-й уровень – комплексный подход к процессу художественного образования, формирование целостности мышления, широкого взгляда на окружающий мир и искусство (средний школьный возраст) (освоение искусства с опорой на весь багаж знаний и умений школьников, предполагает объединение цикла занятий одной сквозной темой, в завершении которой устраивается заключительное мероприятие, художественное событие, экскурсия и др.);

         3-й уровень - индивидуальность художественно-образного мышления, формирование системного (философского, исследовательского) художественного мышления  в условиях освоения пространства и визуальной среды (старший школьный возраст) (предполагается самостоятельная индивидуальная, парная или групповая исследовательская проектная работа в течение длительного времени, результатом которой будет защита проекта перед аудиторий, творческая работа, научный реферат и др.).

 

        Этапы и уровни сформулированы мной на основе теории Б.М. Кедрова, рассматривавшего их  с позиций понятий: «цементация» - наведение мостов между соседними науками; «фундаментизация» - процесс связывания наук; распространения метода одних наук на другие, «стержнезация»- процесс проникновения частных наук более общими, когда соответствующая наука выступает как стержень, которые пронизывает собой частные науки.

 

 При соблюдении следующих педагогических условий:

1.            Выход за рамки «одного искусства» (изобразительного), предполагающий многообразие интегрированных форм и методов работы с детьми.

2.            Экологический подход к процессу обучения – связь с историей и развитием культуры (мысль, наука, нравственные, духовные, общечеловеческие ценности).

3.            Обращение к региональному компоненту образования и выделение в нем местных традиций художественной культуры как продуктивного момента в формировании гражданской позиции.

4.            Перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление самих детей (детское творчество), развитие фантазии и воображения.

5.            Предметно-пространственная основа изобразительного искусства в реальной художественной среде.

6.            Опора на возраст, психическое и индивидуальное

       развитие каждого обучающегося.

 

         Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формирование у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время. Главное, что делает урок интегрируемым – это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими учителями, ведущими свой курсы.

 

        В отличие от «межпредметных связей»  (когда педагог на уроках по одному искусству использует другое искусство для иллюстрации, например, настроения, тематики, сюжета) интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими педагогами, работающими с одним классом.

              

Методологической основой данного педагогического направления являются исследования ученых в области интеграционных процессов в науке: Б.М.Кедрова, К.П.Красноярова, Ю.М.Лотмана, А.Д.Московченко, В.А.Мясникова, М.А.Терентия,  Р.В.Турченко,  Б.П.Юсова и  др.

Помимо специальных исследований в этой области большое значение на выделение основополагающих позиций имели ученых в области - естествознания, философии, искусствоведения, истории: Аристотеля, Платона, А.И.Радищева; Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, А.Ф.Лосева, Н.Г.Чернышевского, Ф.Шиллера, ученых - новаторов началала 20 века, таких как С. Эйзенштейна, Б.Н.Арватова, А.А.Богданова, А.К.Гастева, которые достаточно подробно были исследованы и описаны К.В Кулаевым. Для меня были важны работы современных ученых в области эстетического воспитания: А.И.Бурова, В.В.Медушевского, Е.М.Торшиловой, Ю.У.Фохта-Бабушкина.

В истории художественной педагогики наиболее ценные для меня были исследования, связанные с проблемой комплексного обучения и воспитания. Это труды К.Д.Ушинского, А.В. Бакушинского, Н.Я.Брюсовой, Дж. Дьюи, Г.В. Лабунской, А.П. Макаренко, М. Монтессори, А.О.Симонович, Е.А.Флериной, В.Н. и С.Т. Шацких, современников: Е.А.Бодиной, Г.Н.Волкова, Н.Д.Ветлугиной, Горюновой, Б.Т.Лихачева, Н.П. Сакулиной, В.С. и А.В. Щербаковых, Б.П. Юсова и др.

Неоценимую роль играли труды ученых-историков, этнографов, искусствоведов, таких как: В.И.Вернадский, К.Леви-Строс, Э.Б.Тайлор, Б.А.Рыбков, П.А.Флоренский; современников - Г.Д.Гачева, Л.Н.Гумилева, А.В.Иконникова, А.Панченко, С.Х.Раппопорта, В.Ф.Сидорина, С.А.Хан-Магомедова, которые обосновали определяющий фактор пространства и среды, традиций, этноса и региона в формировании личности.

А также размышления деятелей культуры и искусства о взаимодействии искусств и пространственной природе искусства: пистелей и поэтов - А.А.Ахматовой, А.Белого, М.А.Волошина, С.А.Есенина, М.А.Кузмина, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Цветаевой; художников и архитекторов - Н.Н.Волкова, В.П.Ермолаева, В.Кандинского, К.А.Малевича, А.Матиса, К.С.Петрова-Водкина, А.М.Родченко, Н.И.Смолиной, М.Чурлениса, А.В.Фаворского; композиторов и танцоров - А.Дункан, Д.Б.Кабалевского, С.Скрябина и др.

Теоретические положения ученых-психологов: Б.Г.Ананьева, Р.Арнхейма, М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Э.В.Ильенкова, В.Левина, Л.Д.Логвиненко, А.А.Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, В.Г.Ражникова, В.В.Степановой, Г.И.Челпанова и др., показавших значение в развитии ребенка таких психических особенностей, как: эмоции, интуицию, воображение, настроение, внимание, образное мышление.

 В истории педагогики России 20 века можно выделить три этапа внедрения интеграции в учебные процессы.

 Первый этап связан с периодом 20-х - начала 30-х годов. В это время в школы активно внедряется комплексное обучение, предполагающее интеграцию разнопредметных знаний в процессе решения конкретных жизненно-важных проблем. Предметное и комплексное обучение среди ученых-педагогов рассматривались как противоположные точки зрения.

         Второй этап - период 50-70 годов - комплексный интегрированный подход отходит от общеобразовательных школ на второй план, чаще всего на дополнительное обручение. В школе утверждается предметное обучение. Большое внимание уделяется межпредметным связям, развиваются принципы обучения и содержание образования. Межпредметные связи выделяются в дидактический принцип педагогики.

Третий этап. Только в середине 70-х г в данном направлении произошел существенный сдвиг, который наиболее активно отразился в исследованиях ученых НИИ художественного воспитания (ныне Института художественного образования). В 80-е годы проблема интеграции в художественной педагогике переживает новый подъем. Всплеск теоретических исследований в данном направлении отразился на всех направлениях образовательной системы, в том числе и в художественной педагогике.

 

           В истории теории и практики художественной педагогики проблема приобщения детей к художественной организации предметно-пространственной среды также эпизодически всплывала  в исследованиях ученых-педагогов, в реальной практике художников, посвятивших себя работе с детьми. Наибольший резонанс она получила в 20-е годы ХХ века. Исследователи 20- годов выделяли окружающцю среду в существенный, главный фактор художественно-творческого воспитания и считали, что влияние окружающей среды прямопропорционально художественному, эстетическому воспитанию и развитию детей (А.В.Бакушинский, А.А.Богданов, А.К.Гастев, К.Н.Венцель, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко, Е.А.Флерина, С.Т.Шацкий, Ф.И.Шмит и др.). К сожалению, в конце 30-х годов  политехнизация школьного образования преостановила это направление и, постепенно, всеобщий интерес к этой деятельности угас. Она сохранилась лишь в немногих учреждениях дополнительного образования, в авторских программах и внешкольных занятиях с небольшим количеством детей.

        В период 60-70-х годов исследователей волновала не столько проблема передачи пространства, сколько возрастные возможности детей в осмыслении пространственных закономерностей, обсуждался вопрос о доступности и своевременности введения в школьные программы заданий на передачу пространственных явлений.

          В 80-90-е годы появилось много интересных студий, строящих свою деятельность главным образом на решении архитектурно-пространственных проектов, конструкторских задач.

 

        На основе уровней интеграции и педагогических условий мной раскрыты интегрированные направления и динамика предметно-пространственного освоения искусства на разных этапах обучения детей в образовательном учреждении.

       Опираясь на интегрированные направления предметно-пространственного освоения искусства и дидактические принципы педагогики, разработана система внедрения интегрированного обучения школьников в структуру обычной общеобразовательной школы, ориентированной на самопознание, самовоспитание учащихся, их самосовершенствование и саморазвитие.

 

              Практическая значимость предлагаемой интегрированной системы обучения состоит в том, что позволяют достичь в практике обычной общеобразовательной школы целостного художественного творческого развития школьников на основе закономерного внедрения интегрированного подхода к преподаванию искусства в условиях пространства и визуальной среды. Интегрированный полихудожественный подход, направленный на развитие пространственного ощущения мира и искусства с позиций экологии культуры, истории и регионального фактора способствует активному процессу самопознания, самосовершенствования и самореализации каждого обучающегося ребенка.

             

         Опираясь на выделенные направления и подходы мной разработана интегрированная полихудожественная программа «Изобразительное искусство и среда (природа-пространство-архитектура)» - (М.: Просвещение 1995), в которой  выделены семь основных развивающих видов деятельности, отражены на разных возрастных ступенях по степени важности, это:

·        зрительно-внешние наблюдения; развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное творчество);

·        собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение творческого продукта, социальный аспект изучаемого материала;

·        природная среда, среда предметная и искусственная, музыкальная среда и т.п.;

·        ребенок и искусство (умение составить создать свой художественный образ через собственное «я»);

·         разнообразие форм занятий и материалов.

 

      Научно-практические основы педагогического освоения изобразительного искусства в условиях пространства и среды опираются на следующие направления.

 

      1. Пространство и среда выдвигают как основное условие взаимодействие учащихся с предметным миром, людьми, искусством.

      2. Взаимосвязь: пространственно–средовая организация любого искусства (по П.Флоренскому). Пространство равно предмету Пространство и предмет – два полюса одной формы (по В. Фаворскому).

      3. Главным в обучении и воспитании является развитие мироощущения ребенка, осознание разнообразия окружающего мира, его чувств, психических процессов, воображения и фантазии.

4.     Связь обучения с природой, «экология культуры»,

сохранение культуры (природной, социальной, художественной, исторической, региональной).

5.     Взаимосвязь искусств существует независимо от нашего

желания, а способность ребенка к освоению разных видов искусства дана ему с рождения, поэтому для интеграции важна художественная деятельность сама по себе.

 

В зависимости от возрастных особенностей цель интегрированных занятий предполагает следующую динамику:

 

В дошкольном возрасте. Информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе к полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления.

 

В младшем школьном возрасте развитие пространства воображения ребенка и его сенсорно-чувственной сферы через многообразные формы включения детей в процесс творчества. Интегрированные формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из разных областей наук и индивидуальность опыта реальной жизни, которые выражаются в художественных формах деятельности.

 

В среднем школьном возрасте – подведение ребенка к пониманию искусства как формы художественно-образного осмысления мира, развитие собственного творчества, как способа реализации в искусстве личностного представления о нем.

 

В старших классах интеграция занятий определяется как развитие представлений об искусстве через проекцию “Национальных образов мира” (Г.Д.Гачев), через авторскую позицию в творческих исследовательских работах разного направления, через понимание искусства как “художественно организованной действительности” (А.В.Бакушинский) и философского осмысления жизни.

 

 

        Таким образом, динамика освоения искусства представлена как движение от освоения искусства, природы и жизни через игру, через внешнее духовное проявление ребенка в среде и в искусстве к усовершенствованию мыслей человека через искусство и стремлению к саморазвитию через творчество, в котором главным является не искусство, а личность ребенка.

 

 

 

Хостинг от uCoz