Солнечный круг

"Солнечный круг, небо вокруг. Это - рисунок, мальчишки..." • вспоминаем мы почти забытую песню, а я уже готовлю свои вопросы, которые, включив эту привычную очевидность в поток времени, освободят ее от расхожести, сообщат ей энергию факта невероятного... Мы запишем эти вопросы в свои тетради-дневники как "темы для длительных размышлений, собирания материалов".

СКОЛЬКО ЛЕТ СОЛНЦУ, ЗЕМЛЕ, ЧЕЛОВЕКУ?

СКОЛЬКО ЛЕТ ПЕРВЫМ РИСУНКАМ СОЛНЦА?

СКОЛЬКО ЛЕТ ИСКУССТВУ, МЕЧТЕ ЧЕЛОВЕКА О КОСМОСЕ?

И песня, про сегодняшнего мальчишку и его "солнечный круг" займет свое место в длинном пути, начало которого теряется в веках и тысячелетиях... Нам предстоит его отыскать...

Я покажу им берестяную грамоту с рисунком другого мальчишки - Новгородца Онфима, и мы вспомним, что его "солнечный круг" нарисован в начале нашего тысячелетия... Давно, конечно, но всем ясно, что первые изображения Солнца предстоит искать в еще более далеком, загадочном мире, который приблизился сегодня:

к нам не только благодаря находкам археологов, но и способности ученых к реконструкции мира древних представлений.

Ярким примером тому служит и статья, Б.А.Рыбакова "Макрокосм в микрокосме народного искусства" (ДИ СССР - Декоративное искусство СССР,, 1975, № I, 3).

"РИСОВАТЬ ВЫ ЛЮБИТЕ ВСЕ. И В КАЖДОМ РИСУНКЕ, ДАЖЕ В САМОМ МАЛЕНЬКОМ - СОЛНЦЕ. ТАК КОГДА ЖЕ ЕГО НАРИСОВАЛИ ВПЕРВЫЕ?- снова спрашиваю я детей. На эти вопросы и мне непросто ответить, хотя на моей рабочей полке - стопы книг об искусстве древних, о народном и детском творчестве.

Эти три пласта роднит многое, и прежде всего - стремление увидеть мир в целом, это стремление свойственно человеку в детстве, в "историческом" детстве тоже, свойственно оно и народному сознанию, отразившемуся в искусстве. Каждому ребенку предстоит одолеть путь познания Мира, пройти его самому. Мы сможем помочь ему в этом, потому что наши знания о Мире обогащены теперь и знанием методов постижения его. Только бы не растерять в этом пути то драгоценное, что дается в детстве каждому и без чего груз знаний тяготит человека лишь непосильным бременем. Только бы сохранить от детства, как хранят сказки, песни, узоры, непреходящие ценности («ДОБРО!»), как хранят детские рисунки мечту о победе добра над злом в их извечной борьбе: «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ».

"КОГДА ЖЕ ЧЕЛОВЕК СУМЕЛ НАРИСОВАТЬ СОЛНЦЕ?"

Иными словами, сумел увидеть его, оторвать образ от "живого явления, движениями руки перенести его на кость, камень, дерево, глину...

Мы начнем наши путешествия к раскопкам археологов на киноэкране. Фильмы, слайды, отснятые в нелегких путешествиях, как и книги моих учителей, помогут теперь сократить и время, и расстояния, необходимые нам прежде. И вспомнятся повести писателей- фантастов, в которых световой год космонавтов равен многим земным.

Сегодня мы начинаем наши "раскопки" в книгах, альбомах, журналах. Когда же найдем самое древнее изображение Солнца, то сопоставим его возраст с возрастом человека, обозначенным

сегодня в 3 миллиона лет. Как долог был путь человека к образному познанию мира! Мы проходим его быстрее!.. Наш мозг, наш глаз, наши руки, сердце...

И первыми помощниками в этом пути к гармоничному развитию способности детей к эмоциональному познанию мира, творческому восприятию Природы, Искусства, Жизни становятся они сами, включенные в активную творческую деятельность. И конечно, Искусство, Книга Жизни человечества, его художественная летопись, рожденная пульсом всех сердец, чтобы стать необходимой сердцу каждого. Народное же искусство, сохранившее свои связи с искусством древних, несмотря на всю свою сложность и многозначность, открыто восприятию ребенка, доступнее ему, чем искусство профессиональное, к которому придем позже. Разве не стали сказки первыми Учителями многих замечательных людей, свидетельствовавших впоследствии об этом и своим творчеством, и словами доброй, благодарной памяти?

Все это не вызывает споров, пока речь идет о фольклоре поэтическом: сказках, былинах, песнях, и все начинает казаться сложнее, когда речь заходит о фольклоре изобразительном, "твердой" памяти народа. А между тем и начала, и развитие этих пластов, как и музыкального, едины.

Синкретизм древнего искусства - первый и убедительный довод в пользу уравнивания в правах всех видов фольклора, как и необходимости комплексного использования его в нашем педагогическом процессе.

Следует сразу оговориться, речь идет о том пласте народного искусства, который теснее всего был связан с Природой, то есть об искусстве крестьян-земледельцев, в памятниках которого до наших дней сохранились черты «ЭТОСА» нашего народа. Именно этот пласт - наш лучший помощник в решении сегодняшних задач воспитания, образования детей, и не только художественного, хотя в процессе творческой деятельности детей, творческого общения с искусством развивается их образное мышление. Общение с народным искусством способствует и эмоциональному постижению нравственного опыта народа, самих себя, связей с Родной землей.

Мы знаем много достойного в истории наших предков, воспитанных народной педагогикой. Среди их Учителей - те же сказки, былины, песни, узоры, росписи, способные передать по наследству, "из уст в уста", черты народа, его любовь к Земле, труду, Родине, способность бороться за нее, забыв о себе.

Ведь наш фольклор испокон веков не только отражал патриотизм, но и был его источником. Об этом нельзя забывать.

"ИТАК, СКОЛЬКО ЖЕ ЛЕТ СОЛНЦУ, ПЕРВЫМ РИСУНКАМ СОЛНЦА?"

Иначе, сколько лет пройдено человеком от первых изображений Солнца до "солнечного круга" мальчишки из песни и наших с вами рисунков? "Вот ведь каким космическим дыханием, - говорю я, - веет иногда от самого, на первый взгляд, простого, ставшего обычным..." Для меня-педагога - весь этот СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ вопросов - возможность включить каждого в цепь нашего непрерывного развития, познания, имя которому - бесконечность... И чем скорее мы расширим круг представлений ребенка о мире до космоса, тем скорее он почувствует себя частью этого Мира, Вселенной, почувствует ответственно и активно свою роль в борьбе за благополучие этого мира, тем скорее мы включим его в наш общий путь, который сделал нас живыми свидетелями осуществленной сегодня мечты человека о Космосе, вызревавшей давно.

"ТАК СКОЛЬКО ЖЕ ЛЕТ МЕЧТЕ ЧЕЛОВЕКА О КОСМОСЕ, ЗВЕЗДАХ, СОЛНЦЕ?" Пусть нам расскажет об этом, - говорю я детям, - искусство...

Хостинг от uCoz