У нас - одно солнце

Из-за развалин Анакопийской крепости, короной венчающих Иверскую гору, медленно выплывал огненный диск солнца.

В это утро мы встречали его на волнорезе, далеко выступающем в море. Здесь, если лечь навзничь, можно увидеть весь купол неба, и мы будем наблюдать, как движется солнце по небосводу в течении дня. К вечеру же соберемся у моря опять, что увидеть закат и первые яркие звезды на синем куполе южной ночи.

Мы так и говорили в течение дня: солнце взошло, опустилось за море, мы рисовали его путь.

Во так же, как и нам сегодня, древним казалось, что солнце движется вокруг земли, пускается вечером в подземный океан, чтобы, преодолев там в борьбе темные силы, начать наутро опять свой путь, видимый нам сегодня, как и древним племенам, чьи поселения, датируемые третьим тысячелетием до нашей эры, обнаружены здесь раскопками археологов. Игорь Барцыц - наш энциклопедист - добавил при этом, что на территории Абхазии обнаружены и самые древние следы человека в СССР, возраст которых полмиллиона лет, 5.000 веков...

Конечно же, солнце и тогда было самым непосредственным участником жизни древних. И луна тоже, ведь и охотились зачастую ночью... И все-таки солнце почиталось особенно, ему поклонялись, приносили жертвы...

И мы пытаемся представить себе, как чувствовали себя здесь, у Иверской горы, древние люди, покинутые вечерним солнцем. Вера в обязательное утреннее возвращение его не было тогда столь непреложной. Это теперь в календарях определены часы, и даже минуты восходов и закатов.

И во все времена, вплоть до Коперника, по XVI век, считали, что солнце движется вокруг земли, как впрочем, замечаю я, и мы с вами говорили сегодня: путь солнца, солнце взошло, село за море.

Эти представления людей об устройстве мира, возникшие в далекое время, сохранились в народном искусстве - памяти людей - до наших дней.

Форма и узоры на камне, глине, дереве хранят эти представления древних о мире, как хранят мифы, предания иногда уже смутные воспоминания человеческого рода о первых шагах познания, взлетах мысли и интуиции человека, отважно пытавшегося познать мир. Этот путь познания вечен и беспрерывен, так что у наших сегодняшних достижений науки, техники, осваивающих и побеждающих космос, большая предыстория, к которой мы не можем относиться без уважения.

И мы попытаемся этот путь постижения мира человеком увидеть, рассматривая памятники народного искусства, анализируя их содержание, семантику основных образов. И, конечно же, солнце, солярные знаки, мифы, образы солнечного круга займут место в наших поисках - рассматривании книг, альбомов, живых наблюдениях природы, подобных сегодняшним на волнорезе.

Солнце между тем достигло зенита, и мы поспешили в густую тень самого древнего в городе дерева - великана, мощный ствол которого нам не обхватить даже втроем.

Я помню эту шелковицу в парке на берегу моря с детства, когда приехала сюда еще до войны учиться в пятый класс: родители из Москвы получили назначение на строительство мостов для железной дороги Сочи-Сухуми. Это было давно. Здесь же нас застала война, по единственной тогда шоссейной дороге тянулась лента беженцев, а вдоль береговой полосы ежедневно в пять часов вечера пролетал - и над этой шелковицей тоже - фашистский бомбардировщик, и бомбил Сухуми, топил корабли, эвакуированные из Крыма, с мирным населением, ранеными...

Хорошо помню, как здесь же, в парке, у старого здания горсовета провожали отца, который вместе с другими жителями Гудауты, составившими народное ополчение, уходил в горы, где высадились фашистские десанты альпийских частей.

И сейчас я еще встречаюсь в городе с людьми, знавшими родителей, навещаю их всякий раз, когда удается приехать сюда, в город детства и юности.

Но и с главным деревом города по приезде здороваюсь тоже, как и со старым платаном во дворе моей школы, его мощный ствол с пятипалым разветвлением несет и сегодня гигантскую крону.

Даже моей судьбы, моей жизни хватило, чтобы увидеть, как много пережили эти деревья, такие необходимые - как воздух - людям, соединившие с нами свои судьбы.

Сегодня же под кроной этого главного дерева города мы рассмотрим две книги о древних корнях русской и абхазской культуры от далеких эпох каменного века, века бронзы, язычества. Одна из книг - “Славянское язычество” Б.А.Рыбакова, другая - “Народное изобразительное искусство абхазов” Е.М.Малия.

Рассматривание книг, размещение закладок, наши выписки и зарисовки посвятим теме “Древние образы в народном искусстве”.

И самое беглое знакомство с иллюстрациями обеих книг покажет, как близки основные образы народного искусства обеих культур, как часто в иллюстрациях этих книг встречается ДРЕВО ЖИЗНИ, вечный символ цветения нашей жизни...

Древнейший и современный ...

И ПРАМАТЕРЬ - МАТЬ ЗЕМЛИ, КОНЬ, ПТИЦА, СОЛНЕЧНАЯ ЛАДЬЯ, ОЛЕНЬ-СОЛНЦЕ, все эти образы солнечного круга, как и астральные знаки - знаки Солнца, луны, Грома, Венеры стали элементами неведомого нам сегодня древнего языка, единого для многих народов.

Нам предстоит еще это увидеть в памятниках древнего и народного искусства.

Со страниц книги Елены Михайловны Малия мы срисовываем элементы древних орнаментов: знаки солнца, солнечные розетки, спирали, знаки грома, особенно интересны они в деревянной резьбе адапа - настенного портфеля-папки с деревянными обложками. Композиции обеих обложек составлены из разных элементов, но едины их расположением на плоскости, масштаба. Эти композиции кажутся нам сегодня, красивыми, гармонично покойными, значительными. Но, по словам академика Рыбакова, гармония подобных композиций предопределена ощущениями гармонии Вселенной, отражаемой в лучших творениях народного мастера. Орнамент узора Адапа удивительно близок орнаменту деревянных резных прялок русского Севера, многочисленные примеры которых мы рассматриваем в книге Рыбакова.

Затем я показываю фотографии деревянной резной мать-балки, центральной опоры высокогорного жилища сванов “дарбази”. Ее древние узоры тоже удивляют нас сходством с вещами, рассмотренными прежде. И в деревянном резном декоре русского народного зодчества, и в резных досках народных абхазских строений мы встречаем аналогичные элементы. так, центром композиции резных наличников абхазского дома, которые мы видели в музее Гудаутского Дома пионеров, является перекрещенный круг (крест в круге) - известный очень многим народам мира.

Как же объяснить это явление? - обращаюсь я к детям, хотя знаю, как непросто ответить на этот вопрос даже взрослым. По-видимому, мы прикоснулись к каким-то первичным, общим для всех, элементам познания человеком мира, сохранившимся до наших дней в народном искусстве.

Так рождается серия упражнений, рассматривания вещей народного искусства, живых наблюдений природы, которая и сейчас подобна той, что окружала наших предков здесь, у подножия Иверской горы, в древнюю эпоху бронзы. И солнце, важное для нас, так же как и людям каменного века, продолжает свое существование в нашей жизни, стихах, песнях, рисунках. То солнце, которое и сегодня необходимо на Земле всем людям мира, детям, так рождается цикл наших занятий “У нас - одно Солнце”.

Просто удивительно, каким современным значением вдруг наполнились наши встречи с древним и народным искусством.

И особенно интересно заниматься этим здесь, в Абхазии, с ребятами Гудауты. Интересно потому, что здесь удается осуществить наглядную, реально ощутимую связь веков, и первый помощник в этом - живая природа. Древние горы, каменные обнажения глубинных недр земли, пещеры, навесы, реликтовые рощи, деревья-долгожители - все это помогает нашему воображению воссоздать картины жизни первобытного человека, охотника и собирателя, пользовавшегося тем, что создавала природа.

Дольмены, кромлеха Абхазии - тоже каменная память о зодчих далеких эпох.

О встречах с этими уникальными памятниками мировой культуры следует рассказать подробнее.

Прежде всего, мы отправились в Сухумский краеведческий музей.

Путь выбрали морской. Уже за полчаса до причала открылись белоснежные районы новостроек города. “Как гигантская птица распластала на морском берегу свои белые крылья”. - “А вот и ее клюв”, - показали ребята на высившийся в порту кран, действительно, очень похожий на птицу.

Жаркий полдень, резкие тени, кипение многоликой яркой толпы туристов на великолепной набережной, и вдруг ... всего через несколько кварталов - глубокая прохладная тень и какая-то особая, вечная тишина на территории музея...

Нетерпелось отыскать древний могильник - дольмен, перевезенный сюда из села Элера. Вот он, в тени пальм... четыре каменные глыбы, изборожденные морщинами времени почти в шесть тысяч лет, перекрыты камнем-крышей в 12 тонн... Рядом с круглым отверстием в стене - каменная пробка, которая, по преданию, “не давала духу погребенного бродить среди живых”...

Чуть поодаль, за зеленой стеной живой изгороди - целая абхазская усадьба: и главный дом на столбиках-сваях, и красиво плетенные домики для новобрачных, хозяйственные постройки и навесы на деревьях и даже священное родовое дерево - столетний платан... “Да я же все это уже видела на рисунке маленькой сельской девочки Сырмы Харзалия, когда она рисовала старинный свадебный обряд, где мать посвящает корову невесте! Значит, сегодня еще можно обнаружить в памяти детей черты древних обрядов, особенности народной архитектуры.

Народное зодчество Абхазии - деревянные, срубленные из каштана дома на столбиках-сваях, свайные хозяйственные постройки, сплетенные из прутьев самшита - все это кажется теперь чудом, дошедшим до нас от самых древних времен, когда человек, чувствуя себя частью окружающего мира, строит подобно природе...

Уже в те времена дородового существования были поняты и повторены в дереве, камне все основные элементы окружающего человека мира - высота, горизонт, небо. Как, впрочем, и каждая наша бытовая вещь, сработанная народным мастером, рождена тоже воображением давнего предшественника, пытавшегося постичь мир, его структуру, конструкцию.

Однажды на наших занятиях дети рассматривали известный на весь мир комплекс Стоунхендж.

- Это - окаменелые деревья, нет, древние каменные скульптуры...

- По-моему, развалины древне крепости, царские ворота...цирк... храм...

- Нет, это театр или место для казни... для больших сборов людей...

- Здесь таинственно, страшно, красиво.

- Как древний хоровод каменных великанов, положивших руки друг другу на плечи...

- Это - солнечные часы...

Так, с самостоятельного определения образного содержания незнакомых памятников искусства, мы начинаем обычно наши занятия в четвертой Московской художественной школе. Сегодня мы рассматриваем древнее святилище эпохи мезолита, сохранившееся в Англии.

И при всем различии определений ребятами его архитектурного образа, я скажу им, что все удивительно остро почувствовали его и что все - правы, хотя и не совсем точны.

Последнее же определение - “солнечные часы” - вызвано предыдущим рассматриванием диапозитива с древнего святилища - кромлеха, открытого в раскопках 1975 года около г.Сухуми.

И дети радуют меня, записью вывода награждая за все труды: “... ведь это значит, что у нашей культуры, культуры народов нашей страны свои глубокие и древние корни, свои истоки”. Да, верно, но как помочь им, как помочь им сердцем прикоснуться к искусству, и, прежде всего к его древам и мудрым истокам - искусству народному, хранилищу надежд и мечтаний народа от самых древнейших времен. Как навести мосты между нашими детьми и талантом всего народа с тем, чтобы позже рождались истинные связи, глубокое взаимопонимание между людьми, и народами и в нашей многонациональной семье и даже в мире?

Потом я рассказала им, как летом в г.Гудаута мы рисовали эти древние памятники, открытые здесь же неподалеку с ребятами, многие из которых сами участвовали в археологических раскопках. Рассказываю, как однажды беседовала с ребятами Гудауты о памятниках древнейших эпох, которые до сих пор еще вызывают споры ученых. “Загадки древних цивилизаций мира” - волнующая тема наших долгих бесед и дискуссий, потому что вспыхнувшая сегодня широкая увлеченность проблемами космологии, ее гипотезами и прогнозами, как бы расширила наш угол зрения и на новые факты, и на факты, открытые археологами значительно раньше, но получившие только сегодня свое новое истолкование. Среди таких памятников - знаменитый комплекс Англии Стоунхендж, вызвавши новую отрасль исследования - палеоастрономию. Рассматривание Стоунхенджа - “Парфенона каменного века”, древнейшей обсерватории, даже вычислительной машины, способной к предсказаниям времени восходов и закатов солнца, луны, затмений, мы продолжаем серией дольменов, отснятых в прибрежных районах Европы и Азии, Африки и Америки, а главное, в нашей стране. Эти памятники, как и другие, представляющие первобытное искусство на территории СССР, позволили и этим детям сделать вывод о древних корнях нашей культуры. И вывод этот для них конкретен, потому что в Сухумском музее перевезенный из села Эшеры дольмен вызвал в памяти детей воспоминания о подобных сооружениях около Геленджика, зеленчука, которые я показывала им в диапозитивах.

А Даур вспомнил, что видел дольмен в своем родном селе, где родились его отец, дед, прадед.

В село Отхара мы добрались к вечеру. Уже садилось солнце, вокруг было тихо, пустынно... Составленный из высветленных солнцем каменных глыб дольмен казался мерцающей жемчужиной на дне чаши синеющих предгорий...

Даже фотографировать не хотелось, не хотелось разрушать необычное состояние от встречи с памятником глубокой древности, сохраненным такой же древней землей Абхазии...

Позже Даур нарисует этот вечер, эту землю своих отцов и назовет свой рисунок - “Отхара - земля моих предков”, потому что, действительно, и отец Даура, и его дед, прадед и вся история большого абхазского рода связана с этой землей...

Нам же предстояла еще одна встреча с этими свидетелями далекого прошлого, теперь уже в селении Хуап, горном селении у подножия большого хребта, где и дышать от высоты поначалу было трудновато.

Выехать в это село условились с рассветом, но всю ночь лил дождь и, напряженно вслушиваясь в удары городских башенных часов, заглушаемые шумом дождя, волновалась - состоится ли поездка, но к рассвету дождь вдруг так же внезапно, как и начался, стих, и мы отправились в путь. Сначала по совсем еще пустынному городу, где только что погасли фонари, пасмурное небо было затянуто низкими облаками, а воздух, насыщенный влагой недавнего дождя, был плотным и теплым. Раннее утро окутало город вкусными запахами свежеиспеченного хлеба...

В автобусе в этот рейс почти не было пассажиров, и мы смогли расположиться так, чтобы хорошо видеть окрестности синеющих предгорий, укрытые облаками-туманами, отступающими с побережья...

Вскоре нам удалось обогнать их - теперь некоторые из них плыли уже глубоко внизу - наверное, наш маленький автобус взбирался в горы быстрее, чем ветер, хотя и пофыркивал при этом изрядно...

Под нами внизу остались зеленые ковры плантаций, кукурузных полей, желтая вьющаяся лента проселочной дороги... “Как с самолета!”, - подумали мы и повернулись все к окнам в горы, там сквозь мглистые толщи прорвались вдруг два потока солнечного света такой силы, что превратили все вокруг почти в фантастическую картину величественного зрелища мощной и звучной борьбы стихий природы...

Мы вышли в селении Хуап, где кончается дорога, и начинаются почти отвесные стены гор. Нам пришлось не один раз спрашивать дорогу к дольменам, многие, особенно молодые жители села, даже ученики школы, о них не знали. Но вот встретилась женщина, одетая, как и принято здесь, во все черное и, оставив свои дела, проводила нас до самого места.

Поначалу мы увидели невысокую гряду беспорядочно расположенных белых камней, заросших колючим кустарником, цветущими травами. Затем…впрочем, все, что увидели, записано в нашем путевом дневнике Давидом Д., где выполнены были также и быстрые карандашные рисунки-наброски, проведена фотосъемка, в том числе и на цветную обратимую плену, чтобы можно было конечно, в случае удач, показать все, что увидели сами, другим детям и в Гудауте, и в Москве... Итак, страницы из дневника Дато.

“Каменная гряда метров сорока-пятидесяти длиной оказалась целым некрополем, ансамблем из тесно поставленных рядом семи (?) дольменов, сориентированных на восток. Все перекрытия сдвинуты, многие стены разрушены, стен с круглым отверстием не обнаружено. Лучше всех сохранился центральный дольмен, его камера собрана из самых мощных плит, но восточной стены тоже нет. И по своим размерам этот дольмен превышает остальные. Под белым слоем каменных плит на сколах выступает сердцевина ярко красного цвета, подобной породы камни встречаются здесь выступающими из земли. Небольшими камнями этой же породы усеяны ближайшие кукурузные поля. Весь некрополь по полукружию со стороны гор, поднимающихся здесь отвесно, окружен большими деревьями. На центральной оси всей композиции ряд дольменов замыкается огромным старым ореховым деревом в возрасте 200-250 (?) лет.

В каменной россыпи обнаружен темный продольный камень приблизительно полутораметровой длины с круглыми углублениями, расположенными асимметрично, заполненными, по-видимому, дождевой водой. Он напомнил показанный диапозитив с жертвенного камня, отснятый в Осетии в селении, где сохранился каменный Ныхас - место Совета старейшин с каменными креслами. Другой камень больше метра в длину носит следы обработки, в нем проделано отверстие круглой формы, сквозное, диаметром около 20 сантиметров. Многие другие камни показались обработанными человеком, на сломе одного из них запечатлены цветом графита два листика растения с тонко разветвляющимся строением, подобно папоротнику. Местная жительница рассказала, что все эти дольмены расположены в усадьбе - Джикирба. “Это очень древний абхазский род, потомки которого живут здесь и по сей день. Когда-то при вспашке земли здесь было обнаружено захоронение. Кости рассыпались, но кости ноги уцелели, они поражали своими размерами: человек был больше двух метров роста. По преданию, дольмены строили великаны по приказу карликов - древнейших обитателей Абхазии”.

Запись завершается предположением, что и поляна на возвышении, с которого ведут вниз каменные ступени - естественные (?) выступы неподалеку от дольменов, может оказаться интересной для обследования. В конце записи - рисунок в натуральную величину обломка каменного ножа (?), гладко обработанного, трехгранного, с плавным переходом граней. Это нам предстоит еще выяснить у археологов, которые, как нам рассказали, не так давно проводили здесь раскопки, разочаровавшие всех выводами: в дольменах - могильниках не было кладов, они раскрыты - ограблены много раньше...

Нас же это обстоятельство не могло разочаровать, значение увиденных здесь памятников древнейшей архитектуры, памятников, увидеть которые мечтают многие из больших ученых с мировым именем из многих стран, открылось нам в наших занятиях, и теперь эта памятная встреча с подлинниками, увиденными в своей живой среде, в природе, близкой тем далеким временам, делает для детей все узнанное со слов зримо убедительным, помогает почувствовать связи поколений, единство людей на земле, прошедших по ней одним путем единых и общих ступеней развития.

Об этом свидетельствуют эти древние памятники, с которыми встретились мы здесь в горном селении Хуап, и которые послужат еще и моим московским детям тоже.

И на одном из занятий мы непременно поговорим и порисуем по впечатлениям от фильма “Архитектура и бионика”, поговорим о том, как современные архитектору учатся у природы.

И опять удивит нас, как интересно решаю эту задачу народные мастера России, Абхазии, Японии...

Мы попытаемся окинуть взглядом весь путь человека от первобытных пещер, построенных самой природой, кромлехов и дольменов, свайных поселений, чтобы ощутить значительность сегодняшних дней, почувствовать себя участниками этого пути.

И мне захочется помочь им пережить ее состояния наших предков, которые принято сегодня называть мифотворческими, когда человек силой своего интуитивного прозрения как бы проигрывал увертюру ко всему последующему своему развитию, всему последующему многовековому пути познания мира...

Для этого мы встречали Солнце на волнорезе утром, для этого соберемся здесь, на волнорезе, вечером. Если лечь на его теплые глыбы навзничь, можно увидеть весь ночной купол неба...

Солнце погружается в море... Но еще долго в море, и небо, и облака будут переливаться перламутровой зеленью, лилово-розовым жемчугом... Отблески эти, постепенно угасая, холодеют серебром, наконец, небо и море сливаются воедино, и скоро упадет южная глубокая ночь и в небе разыграется торжественное действо: начнут появляться звезды - давние свидетели всего, что происходило и происходит на Земле...

Этого часа мы и ждем сегодня, как ждали его древние мореходы, первобытные охотники... И я прошу детей забыть все, что они уже слышали о звездах, и посмотреть на небо, “как в первый раз”, увидеть свои звезды, соединить их в свои сочетания-созвездия, дать им свои названия...

Конечно же, это не просто. Да я и не рассчитываю на особенные результаты первой встречи, много важнее создать ситуацию, которая, по моему замыслу, будет затем повторяться, и не один раз. Важен сегодня процесс их самостоятельного творческого общения с небом. Чтобы осуществить его, мы и будем пытаться сочинить свою звездную карту мира, составлять свои сочетания звезд, зарисовывать их в альбомах, давать им свои названия...

К этому заданию нас уже готовили предыдущие, когда приходилось так рассматривать облака, камни, корни. И дети всегда удивляли меня свежестью, неожиданностью восприятия образа и выражения воспринятого в слове, рисунке. Делали они это легко и свободно, много свободнее, чем мы, взрослые, радуя нас, а главное, радуясь своим открытиям-находкам. Сегодня, я знаю, будет так же.

Звезды между тем разгораются ярче, небо становится глубже... Явственней проступает Млечный путь, загорается множество звезд, не видимых нами прежде... И я опять прошу детей, смотрящих в глубь неба, представить себе, что это наш корабль “Земля” устремляется в космические глубины пространства... Курсом к созвездию “Орион”, куда не так давно, действительно, был запущен корабль с информацией о Земле. И возникает новая задача: “А как бы вы составили рассказ о нашей планете и ее обитателях?”. И на этот вопрос ответить трудно, но все сходимся на том, что рассказ должен быть выражен не словами, а зрительными образами - формулами. И вдруг мы начинаем чувствовать емкость содержания древних орнаментов, которые рассматривали прежде, их вселенскую общность, рожденную, по-видимому, в стремлении человека отразить всеобщие законы мира.

“А как бы вы графически выразили бесконечность?”

“Так почему же едины элементы древних орнаментов разных народов?”, - повторяю я свой нелегкий вопрос, и получаю вдруг в ответ: “Солнце ведь одно для всей земли, для всех народов...” Этот вывод, созревший в самостоятельном конкретном общении с деревянной резкой доской-адапа из Сухумского музея и прялками русского Севера из книг академика Б.А..Рыбакова, вывод, рожденный живым общением с природой - лучшая награда учителю, заботящемуся о том, чтобы все наши воспитательные усилия, по возможности, не носили сухого дидактического характера, чтобы дорогие для нас идеи проникали в мир ребенка в результате его самостоятельных творческих усилий, под влиянием живых впечатлений от подлинного мира.

Сколько же лет Солнцу, звездам, первым мечтам Человека о звездах, первым его рисункам Солнца? Нам - и мне, и детям - придется начать нелегкое путешествие, почти космическое по преодолению временных и пространственных параметров, путешествие к памятникам искусства самых ранних эпох, древнейших периодов. Ведь когда-то следует узнать, сколько пройдено Человеком от его начала до того мальчишки из знакомой всем песни, который взял да и нарисовал свой “солнечный круг”...

Наши поиски открыли удивившую всех тайну: как много времени понадобилось Человеку, чтобы увидеть этот “круг” на небе, оторвать его образ от неба, научить мозг, глаз, руку изображать его, создавать образ, его знак.

Наш “солнечный путь” будет долгим... Нетрудно догадаться, что “солнечные” находки ждут нас и в творчестве первобытных охотников, в русском народном орнаменте, в орнаментах других народов России, у древних шумеров, в искусстве древней Индии, египтян, ацтеков и инков, на легендарном острове Крит, в Античной Греции, в дороманском искусстве Европы, в Средневековье - русском, европейском...

В своей же стране следует задержаться подольше: пора научиться создавать представление о том, как все начиналось на территории нашей страны, соотнести время основных эпох развития, разное в разных климатических зонах земного шара.

Сунгирь, Костенки, Мезин, Каповая пещера - тоже неоспоримое основание для вывода: “У нашей культуры, культуры народов нашей страны - свои древние корни”.

Мы перелистываем дальше страницы нашей истории, наши “карты”, подготовленные для игр “что-где-когда”, чтобы перейти затем к играм “Сквозь века”. Смотрим, например, зрительный ряд от лошадки палеолита из Сунгиря до современных детских рисунков, легко догадаться, что в этом “конном ряду” окажутся образы неолита, эпохи бронзы, культуры Триполья, скифской и кобанской культуры, славянского язычества, игрушки народных мастеров... А у сказочного Оленя - золотые рога еще более древняя родословная, и у Птицы, и у “Древа жизни”, олицетворяющего Жизнь, Добро, мирное произрастание, цветение жизни, как и у солярных знаков, знаков Солнца...

Хостинг от uCoz