Вместо заключения

«…дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась

ненавистная людям рознь мира сего…»

Епифаний Премудрый об иконе Андрея Рублёва

Сегодня все еще не решены однозначно вопросы, можно ли воспитывать восприятие детьми Гармонии в Природе, Искусстве, Жизни, можно ли воспитать человека, способного не только воспринимать, но и приумножать гармонию в мире, подчинять её законам свою жизнь?

Да и сами понятия Гармония - Красота, как и Душа - Дух - Духовность - Нравственность, не нашли еще своего полного, удовлетворяющего всех, определения...

А между тем Мир стонет от розни, тонет в бедствиях, ожесточающих людей, вызывающих их злобу, агрессию...

Можем ли мы уберечь детей от этой беды, воспитать их сильными, способными противостоять злу? Сильными духовно. Поверим ли тем, кто утверждает, что «или дано, или не дано от рождения», опустим руки в бездействии, и, подобно Яну Корчаку, пойдем с ними до конца? Или... соберем все силы воедино, чтобы учить их, наших детей, видеть, остро чувствовать-осознавать другое, гармоническое, начало в Мире, чтобы момент решения, выбора жизненного пути, как и ежечасных решений, был освящен им. В наших силах помочь детям пережить радость-удивление-восхищение-Благодать от встреч с явлением Гармонии в Природе-Искусстве-Жизни, пережить так сильно, что станет просто необходимым творчески ответить на пережитое собственным сотворчеством. И так раз за разом. И всегда, как бы ни назывался предмет нашего общения с детьми, даже и не гуманитарного цикла. Конечно, это потребует усилий. Например, не только профессионального знания своего предмета, но способности отыскивать в недрах его иногда скрытый потенциал для гармонического воспитания детей. От педагога потребуется и постоянный поиск плодотворных форм посредничества между Гармонией в предмете и детьми, а в счастливых случаях своего посредничества и умения увидеть в работах детей пусть крупицы, пусть искорки самостоятельных гармонических решений. По ним и судить-оценивать свою работу. Конечно, это очень не просто выполнить в переполненном классе. Но система дополнительного образования, дает возможность педагогу в кружке, студии, на факультативе, как на экспериментальной площадке, искать эффективные формы воспитания, решения отдельных заданий? результаты которых могут быть использованы позже в классе.

Основными номинациями нашего конкурса названы авторские программы воспитания и образования детей, интегрирующие разные учебные предметы, разные виды искусства, разные виды творческой деятельности детей. Конкретной задачей автора этого семинара (в программе подготовки учителей к конкурсу будут еще и другие семинары, по другим темам) была тема « Из истории русской архитектуры в памятниках Москвы». Задача эта решалась с широким «Введением в искусство архитектуры», с попыткой интегрировать с ДПИ, консультациями, как подготовить выставку детских рисунков с помощью мастеров народного искусства.

Автором семинара предпринята попытка, чтобы все его темы были обращены к детям, их нравственному воспитанию и патриотическому прежде всего.

Наш семинар для участников постоянного конкурса «Мой край, моя Москва, моя Россия» каждой своей темой, каждым очерком стремится возродить высокое отношение к духовным ценностям своего края, своего народа, народов России, стремится показать, как помочь себе и детям чувствовать красоту и гармонию родной Природы, искусства.

Помните, у Некрасова в стихах: «Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор…» Врачующая сила Природы, Искусства сегодня понята многими, уже много написано об арттерапии, её приёмах, открытиях, небезинтересных для педагогов, заботящихся о судьбе детей, их нравственном здоровье. Наши технологии интеграции помогут сделать встречи детей с искусством, природой красивыми и увлекающими настолько, чтобы в трудный час благодатно излечивать душевные раны, страдания, боль…

Вот и наш семинар, наш «Солнечный круг» должен осветить энергиями искусства, энергиями его творцов наши иногда тусклые и суетные будни, придавая значение жизни не быта, но бытия…

И творчество-созидание озарит нас, помогая растить детей, как деревце с крепким стволом, глубокие корни которого и его красивая плодоносная крона, устремлены вглубь и ввысь беспредельно…

Путь начат. Нужны усилия.

Хостинг от uCoz