КАК ИГРАТЬ С ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКОЙ

Играть любят все. Даже взрослые. Посмотрите, как играет со своими игрушками знаменитая мастерица Авдотья Захаровна Кошкина. Хитро посмеиваясь, она оживляет волшебной палочкой-кистью каждую фигурку, да древними узорами, которые, как и народные сказки, повторялись из века в век. Рассказывают, что узоры эти встречались ученым в раскопках слоев неолита — нового каменного века.

А фигурки из глины — Конь, Птица, Баба — еще и в палеолите. Только тогда они не для детской забавы, не на потеху ярмарочному люду, не для магазинов «Сувениры» делались... Должны были они тогда оберегать людей от таинственных злых сил, которые ежечасно угрожали человеку, не познавшему еще Природу, не научившемуся ею управлять.

Любопытно, что среди народных игрушек разных мастеров и разных стран эти Конь, Птица, Баба сохранились до наших дней, претерпев, правда, значительные изменения: Баба-Идол превратилась в чванливую разряженную франтиху-горожанку, древняя богиня земли с близнецами — в неподвижно-застывшую няньку-кормилицу или мать-героиню; Птицу время изменило в ярко раскрашенную курицу или утку, а на смешного теперь конька взгромоздился лихой раскрасавец-всадник...

Но взгляните на этого маленького конька-свистульку. Он весь как гладкий камушек, как один цельный кусок земли, отшлифованный вечным временем... Рассмотрите узоры-круги на его могучей грудке защитника: они как солнечные знаки, как солярные круги, которыми заклинали древние люди Ярилу-солнце, чтобы не иссушало реки, не выжигало пастбища и посевы. Когда смотришь на этого конька, вспоминаются могучие кони-охлупни, охраняющие кровли северных изб и сегодня.

Исследователи считают, что свист и яркий цвет тоже были участниками древних обрядов, выполняли в них свою роль. Сопоставляя самые противоположные (дополнительные) цвета, народные художники добивались звонких, сильных сочетаний, как на цветущих лугах. Этот цветовой строй сохранился от древнейших времен и в народных росписях, вышивках, костюмах, игрушках, причем в каждой области по-своему. Поэтому мы безошибочно можем угадывать родину игрушек по цвету и по узорам.

Вот перед нами, как в сказке «Конек-Горбунок», целый конный ряд. Рассмотрим каждого коня. Сначала — пластика, ведь и мастера сначала лепят. Конечно, сразу бросится в глаза длинная-предлинная шея филимоновского коня, вялая линия-контур снулого коня из Каргополя, мягкая плавность резвых дымковских коней. Цвет и узоры тоже разные: Желто-красно-зеленых полосатых коней из Филимонова не спутаешь с расписанными кругами-яблоками по белому фону конями из Дымковской слободы.

А вот еще и Конь-Полкан! Полуконь, получеловек. Совсем как кентавр из античной Греции, только очень русский. На нем древние узоры-крестики и звездочки. Чтобы «войти в образ», по-настоящему ответить на вопрос «Какой он!», нужно рассмотреть все: и форму, и цвет, и узоры, понять, как и о чем он может заговорить, что будет делать. Словом, нужно с ним поиграть, и тогда-то все обернется сказкой, оживет и произойдет чудо, как происходит оно всякий раз, когда мальчишки лихо скачут на коне-палочке, а девочки пеленают и баюкают нечто, иногда очень мало похожее на ребенка.

Но сегодня мы будем придумывать игры для маленьких художников. Игры разные, но будет у них и общая задача: «учиться у народных мастеров». А учиться есть чему. Недаром все великие мастера искусства: и Пушкин, и Глинка, и самые знаменитые художники всех эпох и времен – обращались к народным истокам. К колыбели, которая взлелеяла всех нас…

Передо мной десятки глаз, по-детски доверчивых, настороженных, ждущих встречи с таинственным волшебством сказки и были, мечты и труда – словом, того, что называется высоким искусством, народным художественным творчеством.

Пожалуй, я расскажу ребятам сначала, как побывала на родине народных игрушек в г. Кирове, бывшей Вятке (иногда и игрушку потому называют «вятская», но чаще «дымковская», по имени слободы, что раскинулась за городом по отлогому берегу реки Вятки)… Уже на вокзальной площади я увидела троллейбус с маршрутом «Дымковская слобода» и с трудом удержалась, чтобы не отправиться туда сразу же, не заезжая в гостиницу, с тяжелым от красок и бумаги рюкзаком…

Все оказалось до удивления таким как и представлялось: и древние башни на крутом берегу Вятки, и маленькие избы Дымковской слободы за рекой... А по улице слободы, мимо изб, почти вросших в землю, шла молодая статная женщина, легко и свободно неся на расписном коромысле полные ведра воды... Так же, как и прежде, у каждого дома — лодка, потому что и теперь еще по весне бывают разливы...

Я долго бродила по улицам, прежде чем спросить о мастерицах, известных своими игрушками далеко за пределами нашей страны. И вдруг узнала, что в слободе их нет, что все они переехали в город, в новые, светлые квартиры, что не вьются уже над избами слободы круглый год «дымки», потому что не в печи, а на фабрике, в просторном зале с электропечами, обжигают мастерицы свои игрушки, чтобы выбелить мелом, разведенным на снятом молоке, и «оживить» затем яркой росписью, растерев, растворив на яичном желтке темперные краски.

И все-таки я нашла в слободе мастериц! Это были внучки знаменитых бабушек: шестилетняя Света Кошкина и Лена Безденежных. Эти девочки любят рисовать, лепить и расписывать игрушки, да из этой же глины, да теми же красками. И Авдотья Захаровна Кошкина радуется: «Из всех внуков Света самая моя, у нее и терпение, и руки ловкие, и глаза красивое видят!» Я смотрю, как старательно расписывает маленькая мастерица игрушки, на которых обожженная глина сохранила следы детских пальчиков, преодолевших материал, превративших бесформенные комочки глины в нарядных кукол, по-детски наивных, и в то же время близких традиционным образам. Работы Светы и Лены я привезла в Москву, они побывали на выставке детского творчества, а теперь хранятся в нашем школьном музее народного искусства.

Вот глиняный шарик, выбеленный и расписанный Дымковскими узорами, как и все игрушки. А рядом, на смешной Свинке — черной щетинке, скачет человечек в скоморошьей шапке и с таким же шариком в руках.

«Этот шарик — прадедушка всех игрушек»— так начинаю я пересказывать ребятам легенду, услышанную в Дымковской слободе от старожилов, которые помнят еще, как шумела-кипела у городских белокаменных стен и древних башен каждую весну ярмарка-свистунья... В Кирове помнят и ее место, площадь над крутым берегом Вятки — там теперь стадион.

Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Вятичи гонцов к соседям послали—помощи просить. А вскоре дозорные заметили, как за рекой, из дальнего леса, вынесли кони новые вражеские полки. И тогда, чтобы не дать врагам соединиться, обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила.

Когда же рассвет взошел над побоищем, увидели вятичи, что своих перебили ночью темною, тех, кто спешил к ним на помощь... Хоронили погибших со всеми воинскими почестями и с той поры каждую весну пиром-тризною поминали. Приходили все и бросали в ров горсть земли, потом шарик глиняный. А со временем этот день весенний, когда собирались все у реки, стал народным праздником — ярмаркой... Ярмаркой-свистуньей, шумной, яркой, такой цветной, что глазам больно. Яркое солнце играло в шумной сутолоке праздничного раздолья, высвечивая в толпе горожан важных, надутых барынь, вызывавших у простых крестьян восхищение своими нарядами. Может быть, эти солнечные блики и блестят сегодня золотой фольгой на игрушках?..

Дома руки мастера разминали послушный комок глины, а память оживляла впечатления шумного, яркого праздника... и

всю долгую зиму курились-вились над избами слободы голубые дымки (оттого, наверное, и названной Дымковской): крестьяне-мастера обжигали в русской печи свои игрушки к весенней ярмарке-свистунье.

Рассказ захватывает воображение ребят, и они рисуют ярмарку. Очень к месту оказываются грамзаписи народной музыки, литературные отрывки про ярмарку из композиции по сказке Ершова «Конек-Горбунок», поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Рассматриваем диапозитивы знаменитой мастерицы Кос-Деньшиной, отснятые на выставке в Москве, и, конечно, с особенным интересом ее многофигурную композицию «Ярмарка-свистунья». И все-таки задание нарисовать ярмарку пока затрудняет детей.

Становится ясно, что справиться с темой сможет только бригада из тех, кому она очень интересна. Бригадой неожиданно для меня становится весь класс. Используя момент, я предлагаю поучиться у мастеров-игрушечников, прежде чем каждый нарисует свой сюжет, свою сцену ярмарки.

Целая серия упражнений — быстрых набросков — заполняет рабочие тетради. «Какого цвета игрушки?», «Рассмотри и зарисуй узоры»— в тетради появляется целый словарик элементов росписи, и некоторые приемы будут позже использованы в композициях «Дымковские узоры»— коврики; ткани на листе бумаги, когда поощряться будут качества уже свободной интерпретации, и наконец — своя игрушка или несколько — «Сюжет для ярмарки».

Таких сюжетов набралось много. Из них составился позже целый сценарный план ярмарки: от глашатая, трубящего в золотую трубу открытие, до сцен народного театра с петрушкой (пришлось тоже почитать и об этом). И конечно, карусели, трактир с чаепитием, конный ряд, мастерица, продающая игрушки, медведь, которого заставляет плясать цыган с золотой серьгой в ухе, и многое другое, придуманное уже самими ребятами.

Но мы опять возвращаемся к игре «Какой он, она?», чтобы не потерять самого главного качества игрушки народного мастера: ее острой, меткой характеристики, образности, решенной скупыми, немногословными средствами. Очень важно научиться воспринимать, читать образ в искусстве, и лучшим помощником здесь будут собственные попытки решать такую же задачу в собственной художественной практике.

Нам же сейчас особенно необходимо справиться с этой задачей качественно, потому что каждому предстоит «оживить» свою игрушку, сочинить текст сцены и отобрать из грамзаписей или исполнить самому музыкальное ее сопровождение. И все вместе должно слиться воедино по характеру, соответствовать общей теме, масштабу. Но об этом речь пойдет ниже.

Игрушки на этот раз рисовались на плотной белой бумаге с отогнутым хвостиком — подставкой, которая помогала им стоять.

Некоторые из ребят освободились быстрее, и мы в семь кисточек решили написать декорацию-задник, где вознеслись к небу белокаменные стены древнего русского города, а за рекой, по которой плыла лодка-долбленка «Вятка», прижались друг к другу низенькие крестьянские избы слободы, такие же разноцветные, как игрушки, и, конечно, уж поднялись прямо в небо столбики-дымки. Прикнопив к стене эти листы, придвинули два стола, покрытых бумагой, которая тут же стала зеленым ярмарочным полем, да с цветами, как на крутых обрывах-берегах Вятки. Ярмарка-то весенняя!

Игрушки-картонажи делаются быстро, особенно если подготовительные упражнения и взволновали, заинтересовали ребят, и обогатили знаниями материала, его художественных акцентов.

Вскоре ярмарочная площадь в два стола заполнилась, а игрушек все прибавлялось... Пришлось срочно собирать художественный совет для отбора. Многим захотелось поработать дома, после занятий. Утром, до начала уроков, и все перемены принимали гостей—новости о нашей ярмарке разлетелись по школе...

Теперь у нас появилась возможность осуществить задание:

отбери, расставь, нарисуй. Позже условия усложняются: озвучи свою сцену.

«Если раздать теперь бумагу (и лучше разного цвета) одного формата, можно будет украсить нарядным фризом наш школьный музей народного искусства, или комнату игр продленного дня, или — размечталась я дальше — актовый зал, где на новогоднем карнавале мои дети сыграют настоящую ярмарку, приготовив себе костюмы из бумаги, но расписанные по всем правилам».

А пока я отсняла на цветную обратимую фотопленку (каждую постановку крупным планом), и получился красивый цветной диафильм. Теперь уже никак не обойтись без озвучивания — и начались поиски музыкального и поэтического фольклора, благо и библиотека собрана, и фонотека — отбирай на здоровье! А может быть, поучившись у народных мастеров, сами сможем сочинить нужный текст, исполнить его, сопроводить музыкой?

Наша увлеченность понемногу втягивала в работу и родителей — папа Саши Н. разучил с сыном на балалайке «Светит месяц» с вариациями! В программе домашних музыкальных уроков многих ребят тоже появились пьесы, необходимые нам, ну а к тому же губная гармошка, гребенка с папиросной бумажкой, а главное — настоящие дымковские свистульки — их хватало в нашей коллекции на весь класс.

Не знаю, слышали ли когда-нибудь сами мастера такие совершенно виртуозные трели, какие звучали в затемненном классе, когда мы играли свою ярмарку. Играли так: на экране появлялся большой цветной кадр-сцена, и его авторы озвучивали ее своими диалогами. Просто зрителей в классе не было: помимо собственной сцены, все принимали участие в импровизированных массовых сценах, звуковом оформлении. Я нарочно каждый раз показывала кадры в новом порядке, чтобы заставать врасплох авторов, но это всегда лишь способствовало большей непосредственности в игре, буйному веселью, счастливой импровизации. Играли не часто: заниматься в соседних классах было трудно... Звонков с урока мы обычно не слышали, только по головам заглядывающих в дверь ребят, которые тоже получали свои свистульки, догадывались о том, что урок давно кончился...

Свои рассказы о народных игрушках я начинаю обычно с цветных диапозитивов, отснятых на их родине. Картины природы, архитектура, мебель, посуда, особенно гончарная (ведь игрушки делали те же мастера), костюмы... Очень важно, чтобы ребята сами наблюдали, выявляя черты стилистического единства. Эта задача может увлечь их, и тогда появятся такие тонкие и неожиданные наблюдения, о которых только можно мечтать взрослым.

Часто я показываю край вместе с магнитной записью рассказа мастера, сказок, записанных на местном диалекте, заговоров, былин, басен, плачей, песен. Песен особенно. В них просто волшебная сила, помогающая войти в искусство, настроить на тонкое, трепетное восприятие красоты. Я так и называю музыку — волшебным ключиком, выпускающим на волю спрятанного в каждом человеке Художника.

Попробуйте и вы когда-нибудь посмотреть светлые северные пейзажи, архитектуру, интерьер изб, костюмы вместе с грустно-протяжной задушевностью «Лучинушки». Это всегда вызывает потрясение, одинаково необходимое и детям, и взрослым. Это помогает пережить свои кровные связи с Родиной, красотой родной земли, талантом ее мастеров.

Отсюда потом может появиться непреодолимая жажда познать, изучить, запомнить...

Класс затемнен. Горит только настольная лампа, освещая проигрыватель с черным диском грампластинки «Русские народные песни и наигрыши». Сегодня мне нужно сосредоточить внимание детей на музыке, заставить их воображение «увидеть» почти зрительно) содержание, а главное, характер, настроен пьесы. Пьес семь. Каждая исполняется на своем инструменте, нам нужно сначала ощутить возможности каждого из них: жалейка, баян, балалайка, гармоника с колокольцами, гусли, рожок и, наконец, оркестр народных инструментов. Прослушиваем фрагмент беседы о народных инструментах, зарисовываем и учимся различать голоса. И успеваем даже выбрать «свой» инструмент. В этом помогает все та же игра-запись слов-ответов на вопрос о голосе инструмента «Какой он?».

Теперь — прослушивание. После каждой пьесы — пауза, что записать несколько ответов на вопрос «Какая музыка?». Потом мы зачитываем эти ответы, с тем чтобы каждый мог понравившимися находками товарищей обогатить свою работу. Теперь каждый участник выбрал «свою» пьесу. И наконец, самое главное — устное рисование по музыкальной теме. И конечно, «Пастуший наигрыш» вызывает картину утренних и вечерних зорь, росного свежего утра или стогов на закатном небе, окутанных туманом... Гусли даже своим «Плясовым наигрышем» вызывают картины старины, а «Светит месяц» — выступление школы самодеятельности...

Уже получен заряд, и тянутся нетерпеливые руки к краскам, когда я, наконец, поражаю формулировкой главного задания: оформить конверт для грампластинки с вашей пьесой, используя сюжеты русской народной глиняной игрушки и материалы малых форм поэтического фольклора.

Иными словами: выбери игрушки, расставь так, чтобы вязалась сюжетная композиция, соответствующая твоей музыкальной пьесе по характеру, настроению, и подбери или сочини текст в том же характере, расположи все в заданном форм не забывая о цели: обложка конверта должна соответствовать музыке. Конечно, задание даже для пятиклассников нелегкое, но ведь это — итог многих занятий и тренировочных упражнений, воспитывающих навыки входа детей в образный строй народной игрушки, ее пластики, цвета, орнаментики. Это итог занятий, мы учились воспринимать образный строй поэтического фольклора малых форм, занятия эти закончились самостоятельными следованиями детей на 2—3 тетрадных страничках: «Можно ли отнести к произведениям народного поэтического искусства данный текст?». На выбор предлагались загадки, частушки, потешки и др., которые прежде не разбирались. У этой работы был и творческий итог: сочиняли свою загадку, частушку про вещи и игрушки из нашей школьной коллекции народного искусства.

Тогда признали мы лучшей загадку Светы Федоровой: про наш праздничный ковш — скопкарь: «Стоит птица — полна водицы, а в той водице — малые птицы». Тетрадные странички с рисованными водоносками, франтихами-барынями, лихими всадниками тоже пестрели сочиненными присказками, небылицами: нам хотелось научиться соединять на странице рисунки и текст, как в книжках Т. А. Мавриной.

Так что нелегкое задание «конверт для грампластинки» всего лишь острое, неожиданное, а потому, может быть, и интересное задание, вбирающее в себя все предыдущие.

Помнится, все столы в классе мы сдвинули тогда в единый, и по его середине широкой многоцветной лентой потекла наша коллекция игрушек...

Когда игрушки были выбраны, конверты различных форматов (все, как настоящее!) розданы и глубокая тишина разлилась по занятому взрослым делом классу, я поставила пластинку «Русские народные наигрыши и песни», снять которую дети так и не разрешили до окончания конкурса.

Выставку детских работ пришлось организовать в школьном коридоре: огромные стенды с работами всех участников конкурса в классе не поместились бы.

Однажды мы играли наши игры на улице. Вот как это случилось. В то утро еще и на втором уроке нельзя было погасить свет: на улице тусклый, серый ноябрьский день. Занятия шли вяло, а за окном стало еще сумрачнее, небо набухло, потемнело, и вдруг… пролилось на землю пушистым снегопадом.

К четвертому уроку каждое окно в классе стало такой захватывающей красивой картиной, что нечего было и думать прятать ребят темными шторами. Я поняла, что даже рассматриванием цветных диапозитивов не вернуть их внимания, да и бороться, а тем более побеждать совершенно не хотелось. Посадила всех у окна и предложила послушать, ощутить эту сказочною красоту. Тишина же и впрямь завораживала. Как будто кинопленка с замедленной съемкой и исчезнувшим звуком... Потом переставила на подоконники игрушки, и настоящие, и вылепленные нашими ребятами. Посмотрели, поспорили, повздыхали, что никак не научимся выбеливать пластилин, а без белоснежной основы нельзя получить такой радостно-звонкой звучности цвета, как у настоящих. К тому же я рассказала о незабываемом зрелище, игрушек на фабрике, когда увидела это снежное поле выбеленных, но еще не расписанных, с мягкими плавными линиями холмиков и холмов (кстати, белый цвет только в игрушках севера: в Кирове и Каргополе). Не цвет ли это настоящего русского снега?

А снегопад за окном продолжался. Пушистый ковер устлав землю, укрывал деревья, кустики, ложился шапками на столбик школьной ограды. Свежий, чистый, вкусный!

А что если... Взрыв шумной радости был мне ответом, и через минуту детские руки превращали чистые хлопья первого снега в материал, который предстояло преодолеть, наращивая или высекая из него лишнее, превратить в Коня, Птицу, Бабу. А цвет? «Ну что же, и цвет будет»,— пообещала я, деля пышную снежную скатерть садового стола на части и поливая их цветной тушью, гуашью. Из окон школы на нас поглядывали с завистью, и после уроков мастеров прибавилось. Нет, это нужно пережить, чтобы почувствовать радость моих «мастеров», когда застыли на месте малыши из продленной группы, увидевшие наше чудо... В тот день школьный двор еще долго гудел: приходили зрители из соседних домов. А в течение всей зимы среди елок и сосен нашего парка нет-нет да и появлялась снежная баба, теперь уже в обличье дымковской, филимоновской или каргопольской игрушки…

Это разнообразие игр (а мы еще и конструировали, строили по мотивам русского деревянного зодчества, оформляли свои сборники стихов, собирали и сочиняли считалки, рисовали их и еще многое, многое другое) помогало каждому из ребят найти свое, чтобы самому пережить высокое состояние творчества, успеха... И было заметно, как наши «трудные» дети переставали быть «трудными», потому что для них переставало быть трудным жить вместе со всеми; оттаивали замкнутые, растворялась мучительная возрастная застенчивость подростков, обретали веру в себя даже дети, уже привыкшие к неудачам.

Когда-то я выписала из Сухомлинского: «Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств». Порой мне кажется — это мои слова, потому что все это я пережила со своими детьми.

А между тем наша архивная папка разбухала от все новых и новых грамот, наград, которые мы стали получать за участие в выставках детского рисунка и в нашей стране, и за рубежом. И всякий раз я радовалась еще и тому, что сумела успешно выполнить роль посредника между детьми и народным искусством, потому что оттуда пришли к детям и художественная емкость образов, выразительность колорита, пластики, графики, и декоративность, свойственные лучшим работам народных мастеров.

И, пожалуй, самое важное. Когда в работе с деревенскими ребятишками мы становились свидетелями их вдохновенного творчества, когда удавалось в Москве вызвать у ребят это же состояние общением с памятниками народного искусства, мне казалось, что торжествует такая дорогая для всех нас, взрослых, идея: «Память народа, народная память живет в детях», ведь теперь им принимать и нести дальше то, что сохранила от древнейших времен игрушечница баба Уля, старые сказительницы, что хранят наши песни, наша память, душа.

И еще остается добавить. Вдруг открылась на одном из занятий однажды, когда мы занимались русской орнаментикой, такая простая истина, ведь именно теперь дети смогут по-настоящему соприкоснуться с душой другого народа, понять его еще лучше, чтобы дружить еще крепче, что так важно сейчас и в нашей многонациональной семье и в мире. Так были начаты новые темы: «Игрушки народов СССР», «Грузинская керамика», «Древние мифы Абхазии».

Народные игрушки донесли до нас многовековой художественный опыт народных мастеров, соприкосновение с которым при соответствующем педагогическом руководстве может способствовать обогащению художественной культуры ребенка, и в частности усилить пластическую, графическую и цветовую выразительность его собственных рисунков, лепки. Думается, что не менее важна роль, которую может сыграть народная игрушка и в воспитании навыков творческого, эмоционального восприятия природы, произведений искусства.

Здесь уместно будет заметить, что образный строй игрушки, несмотря на глубину и сложность, открыт пониманию ребенка, иногда даже доступнее его восприятию, чем произведения взрослого профессионала-художника. Поэтому система упражнений на восприятие образного строя игрушки может стать хорошим началом в воспитании навыков, необходимых потом и при встречах с искусством профессиональным. Необходимо добавить, что от педагога зависит глубина и сила творческого восприятия ребенка, его «вхождение в образ». Педагогу следует позаботиться о том, чтобы, не навязывая собственных оценок и уже готовых решений, не допуская затвердения в сознании ребенка высказываний—стереотипов, добиться его собственного, свежего, эмоционального восприятия с последующим переводом в образ-слово или в рисунок.Эта задача тесно сопряжена с другой: научить ребенка через слово, рисунок, музыку передать пережитое. Вот почему так важно ввести произведения других видов искусства (фольклор музыкальный, поэтический). И конечно, ввести тонко, не расширяя, а усиливая главное направление.

Так, восприятию образов дымковской игрушки, усилению его способствуют и беседы-пересказы легенд о ее происхождении, о технологии, и знакомство с древними обрядами (которые, кстати, всегда построены на синтезе фольклора музыкального, поэтического, изобразительного), прослушивание частушек, забористых дразнилок, потешек и небылиц.

В этом плане особенно удачной кажется серия упражнений-игр «Ярмарка-свистунья», в которой активизируются все виды детского творчества на основе познанных художественных особенностей разных видов народного искусства.

Процесс эмоционального «вживания в образ» тесно связан с восприятием (бессознательным — интуитивным или осознанным) основных средств художественной выразительности: пластической, цветовой и графической.

Учителю нужно самому ощутить красоту и силу работ народных мастеров и помочь в этом ребенку, с тем чтобы обогатить его собственную творческую практику. Поэтому так важно учителю провести беседы и упражнения на выявление основных художественных особенностей игрушек и затем творческие задания, предусматривающие обязательное использование понравившихся качеств, а иногда и приемов.

Один из вариантов последовательности в организации работы с народной игрушкой:

1. Живое, непосредственное (не подготовленное учителем) восприятие.

2. Отражение этого восприятия в рисовании игрушек с натуры.

3. Беседы с диапозитивами о промысле, мастерах, рассматривание игрушек и фотофрагментов, выявляющих художественные особенности пластики, графики, цвета, соответствие росписи плоскости и т. д.

4. Выполнение рисунков-упражнений с использованием понравившихся качеств.

5. Свободные композиции по теме.

6. Свободная композиция по свободной теме.

7. Разбор работ и сопоставление-анализ выполнения заданий № 2, 5, 6 проводится с подведением общей, итоговой оценки ученической работы. Эта итоговая оценка выводится из суммы частных, выставленных за а) образность, б) выразительность пластическую, графическую, цветовую, в) композицию, г) фантазию, д) декоративность.

Эта система дифференцированного анализа поможет учителю изучить индивидуальность ребенка, чтобы в дальнейшем наблюдать и регулировать его развитие.

Опыт многолетней практической работы убедил в том, что народная игрушка может стать эффективным материалом в художественном воспитании детей самого широкого возрастного диапазона, от 5—6 лет до среднего школьного возраста.

Таящиеся в игрушке качества художественного мышления народа делают возможным успешное использование ее в работе по программе курса «Основы декоративной композиции» с учащимися детских художественных школ, студий. На страницах приложения приведен фрагмент программы такого курса.

Приложение

Дымковская игрушка

Фрагмент системы упражнений «Основы композиции на материале русского декоративно-прикладного искусства» (для детей 11—14 лет, в художественной школе, студии)

I.

Занятие 1. Образный строй игрушки, основные художественные средства, его раскрывающие. Навыки: как смотреть игрушку (круглую скульптуру, произведения мелкой декоративной пластики).

Беседа: из истории промысла, технологии игрушек, о материалах. Рассматривание-собеседование: дымковская игрушка — «какая она?» (выявление образного строя). Графические и колористические наброски-«впечатления».

Рассматривание-беседа о пластике игрушки.

Образный характер в пластике. Мера условности, обобщения, пропорции, декоративные лепные украшения, единство, гармония материала и формы — мягкая, текучая глина рождает мягкие, округлые формы, линии, неторопливый, плавный ритм контура.

Практические упражнения на восприятие: контурные, силуэтные, объемные наброски. Образ и линия. Образ и объем. Материал: фломастер, проволока, пластилин, глина и др.

II.

Занятие 2. Дымковские узоры.

Беседа о роли графических элементов в игрушке, знакомство с узором, орнаментом, раппортом. Смысловая нагрузка, декоративная и эмоциональная роль дымковской игрушки. Ритмы и характер. Связь с плоскостью и формой, соразмерность, масштабность и другие особенности композиции.

Практические упражнения: быстрые наброски при рассматривании: элементы дымковских орнаментов. Графическая композиция на разных форматах «Дымковские узоры». Фломастер, гуашь. Процарапывание и другие техники.

При обсуждении выявлять качества композиции: образность, целостность, заполненность, соразмерность, уравновешенность, симметрию — асимметрию и др.

III.

Занятие 3. Цвет дымковской игрушки.

Беседа-рассматривание: эмоциональная нагрузка цвета, цвет и настроение, образ и цвет (цвет «дымки» — настроение праздника, солнца, ярмарки-свистуньи). Мягкость колорита «дымки» (по-видимому, от белого фона или яичной основы красок), чистота цвета, ритмы росписи и др.

Практические упражнения: составить краски — «палитру дымковских мастеров», быстрые наброски цветом: какого цвета игрушка? Сколько цветов? Какие сочетания приятны?

Творческие задания (по выбору учащихся).

Декоративная композиция по теме, натюрморт (отбери игрушки, поставь и рисуй), коллективная работа на листах разного цвета одного формата «Ярмарка-свистунья». Эскизы оформления комнаты игр детсада, фартуков для лепки, книги-альбома про игрушку, панно, ковриков и других вещей по мотивам дымковской игрушки. Удачные проекты осуществляются в материале.

Лепка и роспись сюжетной композиции.

Рисование по свободной теме.

Обсуждение: чему научили мастера дымковской игрушки, оформление выставки работ.

Хостинг от uCoz