ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Рисунки детей в этой книге,как и в течение всей моей пятидесятилетней педагогической практики, выполнены в системе декоративного рисования.

Для детей 5-10 лет эта система совершенно естественна.

Но в советских школах ,особенно в школах художественных, образование было направлено на преодоление особенностей декоративного рисования,допускавшего значительную условность, обобщённость формы и образа, отступление от законов прямой перспективы, использование локального цвета в “заливках” вместо сложного,предметного,особую роль силуэта, контура и других особенностей., которые еще предстоит перечислить теории искусства.

Это стремление готовить художников строго академического направления распространялось и на подготовку профессионалов-прикладников,что становилось тормозом в развитии их специального художественного мышления и практике ,связанной с необходимостью передавать впечатления жизни,природы в художественных средствах декоративного искусства.

Моя педагогическая практика после окончания в 1951 году МГУ началась в условиях начинающегося противостояния двух систем художественного образования. Противостояния острого, зачастую трагического для судьбы педагога-художника.

Мой выбор определился сразу. Живое ощущение естественных возрастных особенностей детей, пристрастия искусствоведа к Декоративно-прикладному искусству с такой мощной, глубинной историей \пещерная живопись палеолита,росписи Древнего Египта,Античности, монументальная живопись Европейского Средневековья, мозаики Византии,русская икона,восточная миниатюра, Японская гравюра, русская народная роспись и др.\,общение с профессионалами-прикладниками в МВХПУ (б.Строгановское), где довелось и учиться,и преподавать,наконец,собирание подлинников народного крестьянского ДПИ - все это определило позиции в работе с детьми,значительно отличавшиеся в 5о-8о годы от официальных установок органов образования..

Чтобы почувствовать особенности моей системы и её несоответствие официальной, достаточно сравнить две статьи ,опубликованные в 1974 году: моя «Группа декоративного рисования» в журнале ДИ СССР №7 и другая - в апрельском выпуске нормативных рекомендаций для учителей «Начальная школа» о преподавании декоративного рисования в школе.

А между тем, мои дети радовали успехами . Их рисунки - яркие, простодушные - побеждали даже самое строгое жюри, наполняя нашу архивную папку наградами…

Происходящие в жизни события тоже способствовали освобождению художников от правил казенных циркуляров. Росло и особенное отношение к личности ребенка, развитию его художественного мышления, в частности, эмоционального восприятия цвета, линии, объемов, художественного образа.

Наши правила и открытия постепенно становились общими, и теперь мы рады встречаться на выставках со своими единомышленниками, радоваться нашим общим успехам.

И если Вам тоже предстоит начать заниматься с детьми , своими,или в студии,школе,прочтите ,пожалуйста,странички из книги «Искусство и дети» \ М.Просвещение.М-1982 г. / :

ГРУППА ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ

ПРО ГАЛЮ

ЛОТОСЫ ДРЕВНЕГО НИЛА

Осталось добавить,что и вся указанная книга может быть интересной начинающим свой путь с детьми сегодня - она не устарела,хотя теперь в ней -наша история…

ГРУППА ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ

Декоративное рисование мы рассматриваем как начальную ступень курса «Введение в прикладное искусство», который может быть проработан наряду с другими учебными предметами в детской художественной школе или в изостудии. В этом курсе, рассчитанном на детей 7—14 лет, имеются четыре ступени, условно нами названные:

1. Декоративное рисование (дети 7—10 лет подготовительной группы).

2. Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве (для детей 11 лет, 1 -й класс детской художественной школы).

3. Основы композиции на материале истории декоративно-прикладного искусства (12 лет, 2-й класс ДХШ).

4. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. Лекции и работа в материале (14 лет, 3-й и 4-й классы ДХШ).

За эти годы дети от интуитивного рисования должны прийти к сознательной художественной деятельности, обогащенной упражнениями, обучающими художественной грамоте и развивающими способности творческого восприятия природы, жизни, искусства.

За эти годы учебы юные художники успевают накопить опыт работы в материале, чтобы в старших классах понять основные проблемы теории и истории декоративно-прикладного искусства, такие, как специфика образного мышления, особенности художественных средств, отличия их и связи с искусством станковым, архитектурой, природой. Лекционно-практический курс познакомит ребят с дизайном, с задачами технической эстетики и художественной промышленности, с основными специальностями современного художника-прикладника; это поможет сознательному выбору будущей специальности и поступлению в соответствующее художественное учебное заведение. В начале же всего этого курса — декоративное рисование с детьми младшего возраста.

Плодотворность общения педагога с детьми уже на этой, первой стадии обучения определится не только воспитанием у ребят навыков пользования простейшими материалами для рисования, но главным образом способностью педагога, представив весь курс в целом и чутко уловив особенности детей, построить такие системы упражнений, которые способствовали бы развитию их творческой активности, фантазии, обучали основам художественной грамоты в доступной этому возрасту форме.

Определить меру этой грамоты, меру педагогического вмешательства, необходимую и достаточную для детей 5—7 лет, помогает интуиция педагога, его знание природных, естественных особенностей детей, которые видят мир более ярким, чем взрослые, «мыслят» плоскостно, изображения их двухмерны, они часто не различают изображенного и действительного.

Знание этих особенностей помогает педагогу найти основные направления обучения — «композиция колористическая» и «композиция на плоскости». Уточняя содержание «композиции колористической», назовем ее основные задачи: воспитание восприятия цвета и сознательного использования его в художественной практике детей. Занимаясь развитием у детей восприятия цвета, нужно прежде всего учить различать и называть цвета, воспринимать цвет в природе, в окружающей жизни, в искусстве, эмоционально откликаться на цвет, оценивать его сочетание. Без этих начал невозможно, по-видимому, воспитание сознательного использования цвета в рисунках.

В качестве примера приведу фрагменты системы упражнений по теме «Цвет в природе, быту, искусстве».

1. Наблюдения и наброски цветом.

Радуга в природе (с помощью призм на разноцветных фонах); знакомство с основными цветами спектра; изготовление вертушки «Цветик — семицветик»; тоновое разложение цвета лепестков вертушки от черного в сердцевине до белого на конце лепестка; с ребятами постарше это задание можно усложнить изготовлением модели земного шара, у которого чистые цвета -яо линии экватора разложены до черного и белого на полюсах. Модель эту лучше выполнить коллективно.

Практические упражнения: любимые цвета и их сочетания в природе, в быту, в работах мастеров искусства, в детских рисунках. Выполнять эти упражнения, как и последующие, можно на пленэре, дома, рассматривая диапозитивы, репродукции, рисунки.

2. Наблюдения многочисленности оттенков цвета в природе (небо, снег, вода, лес). Игра: кто больше увидит оттенков, точнее назовет, составит на палитре.

Собирание гербария и навыки смешивания красок по теме «Зеленая палитра леса». Первые упражнения на эмоциональное восприятие цвета: наброски цветом — «золотая» или «грустная» осень, сказка веселая или страшная и др. (детям постарше для подобных упражнений заготавливаются листы со стихами об осени с разными оттенками настроения).

3. Первое знакомство с творческой переработкой художниками наблюдаемого в природе: после рассматривания цветных диапозитивов — фотогербария «Цветы и травы Северной Двины» — дети должны попытаться определить растения в художественных росписях туесов, прялок, вышивках, выполненных народными мастерами русского Севера.

К этой теме претворения природной формы в художественный образ педагогу необходимо обращаться почаще, усложняя с возрастом детей задания, постепенно подводя их к собственным творческим решениям.

Занятия по теме «Цвет в природе, быту, искусстве» с детьми 11—12 лет значительно усложняются. Так, при составлении гербария вводятся задания разобрать растения по цвету: холодные—теплые, тяжелые—легкие, насыщенные и др.

Предлагаются наблюдения-наброски цветом, связанные с изменением цвета от освещения (солнечная поляна, она же в сумерки, на закате и др.), и упражнения, воспитывающие навыки восприятия, по теме «Настроение — цвет» в природе, в работах мастеров искусства, в детских композициях.

При обсуждении и оценке работ вводятся понятия-термины:

цветовая гармония, образность, эмоциональность, колорит, тоновая разработка цвета, принципы организации пятен, контрасты, подобия, ритмы, динамика, статика и др. Понятия эти педагог вводит постепенно, добиваясь со временем их внедрения в активный словарь детей, а главное — в художественную практику ребят.

Перечисленное следует рассматривать как общие направления в работе педагога по воспитанию колористического чувства детей; конкретизировать же их, составлять группы заданий педагогу приходится каждый раз соответственно условиям и уровню подготовки детей.

Хотелось бы еще раз обратить внимание педагога на плодотворность систем этих обучающих упражнений: они дают возможность отдельно отрабатывать ту или иную задачу композиции в сложном единстве, каким является каждый детский рисунок на свободную тему. Эти свободные композиции на свободную тему (так называемые срезовые композиции), открывающие цикл обучающих и развивающих упражнений и заключающие его, помогают педагогу в наблюдении за индивидуальным развитием ребенка. Срезовые композиции, регистрируя уровень развития ребенка еще до нашего педагогического вмешательства, и итог, результат его, выявляют эффективность всей методической системы работы педагога, даже его заботу и о духовном развитии маленьких художников, что, кстати сказать, мы не можем передоверять полностью семье, тем более стихийным обстоятельствам.

Без этих забот о личностном воспитании ребенка мы не получим от него ни богатого разнообразия тем, ни яркого идейно-эмоционального восприятия и отражения его в рисунках, ни той высокой образности, которая поднимает эти рисунки до уровня художественного творчества. В той же методической последовательности — срезовая свободная композиция, набор индивидуальных упражнений, срезовая итоговая работа — строятся и занятия педагога по композиции на плоскости.

Плоскостное мышление детей, двухмерность их изображений являются теми естественными предпосылками, которые на данном возрастном этапе совпадают с художественными особенностями декоративного рисования. Конечно, каждая свободная композиция ребят — это целый комплекс композиционных задач, в том числе и задач композиции на плоскости. Тем не менее кажутся очень важными упражнения с подвижными элементами заполнения плоскости, игры: сколько их нужно, чтобы заполнить лист определенной формы (круг, квадрат, прямоугольник), как соотнести части и целое, фон и изображение, уравновесить асимметрию и пр.

Практика показала, что уже в 7—8 лет можно воспитать у детей достаточно острое чувство плоскости и в декоративных росписях листов, и в свободных композициях на свободную тему.

Позже, в 11—12 лет, на занятиях академическим рисунком и живописью дети встретятся с перспективным построением пространства. Важно при этом объяснить им, что обе системы художественного мышления и изображения полноправны и каждая из них имеет свою историю и сферу применения. В этот период важно познакомить детей с выдающимися произведениями искусства, представляющими обе системы в прошлом и в современном искусстве.

Каждый педагог соответственно условиям составит свои системы упражнений, проведет и изучит результаты своих «срезовых» заданий. Среди циклов упражнений в моих занятиях следующие: «Радуга-дуга», «Бабочки и самолеты», «Цветы и птицы», «Сказочные сады и птицы», «Листья и травы», «Песни Пермогооья», «Синий кобальт», «Морское дно» (мозаики художника Зураба Церетели), «Лотосы Нила» и другие.

В этих циклах упражнений, как и в других, последовательность в работе определяется заботой о воспитании творческих потенций ребенка, личности творца, а не исполнителя чужих проектов. Поэтому после сообщения детям задания и первых их попыток самостоятельно решить его педагог выстраивает системы обучающих упражнений, необходимых для данного, конкретного задания, помогая тем самым ребенку решить поставленную задачу качественно.

В качестве примера используемых упражнений приведу один из циклов «Морское дно».

Задания:

а) Эскиз плескательного бассейна во дворе и фрагмент его мозаичного декора.

б) Беседа с показом диапозитивов «Из истории мозаики». Рассматривание, анализ образов, роли контура, композиции квадрата, цвета и др. по мозаикам художника 3. Церетели в Ульяновском мемориальном комплексе. Наброски-упражнения по композиции в квадрате, по тоновым разработкам локального цвета и их сочетаниям и т. д. Выполнение в материале «цветная бумага» фрагмента коллективной работы «Морское дно» по мотивам мозаики 3. Церетели.

в) Завершение самостоятельного проекта бассейна и фрагмента его мозаики.

Как видно из названий упражнений, педагог может обращаться к памятникам прикладного искусства разных времен, включая произведения современников.

Итоговыми, творческими работами детей, завершающими каждый цикл, могут быть свободные композиции, декоративные композиции типа «Цветы и птицы», «Готический мотив», декорация-замок с витражами к пьесе «Золушка», эскизы-проекты моделей летательных аппаратов «Бабочки», мозаичного оформления детского плескательного бассейна, конверта для грампластинки, афиши и многое другое. Лучшие из проектов их авторы выполняют в материале, как правило, имитирующем трудные в обработке кость (мыло), медь (фольга) и т. д.

С самыми маленькими лучше всего начинать с народной игрушки. Народная игрушка донесла до нас многовековой художественный опыт, соприкосновение с которым при соответствующем педагогическом руководстве может обогатить ребенка, усилить пластическую, графическую и цветовую выразительность его рисунков и лепки. Образный строй игрушки, несмотря на глубину и сложность, открыт восприятию ребенка. Поэтому система упражнений на восприятие образного строя игрушки может быть хорошим началом в воспитании навыков восприятия вообще, необходимых позже при встречах с искусством профессиональным.

Глубина и сила творческого восприятия ребенка, качество его «вхождения в образ» зависят от педагога, которому постоянно нужно заботиться о том, чтобы, не навязывая своих оценок и уже готовых решений, не допуская высказываний-стереотипов, добиваться свежих впечатлений и перевода их детьми в слова-образы, образы-рисунки. При этом педагог должен умело сочетать рисование -с музыкой, стихами. Это разовьет и восприятие, и способность передать воспринятое в рисунке.

Педагог должен построить занятие так, чтобы живое восприятие произведения предшествовало анализу-разбору художественных средств, тогда позже оно станет и более осознанным и более эмоциональным. Последовательность в работе с народной игрушкой может быть следующая:

Первые впечатления и отражение их в рисунке.

Рассматривание-игра: какая она, игрушка? Что и как говорит?

Рассказы педагога о происхождении игрушек, о мастерах, рассматривание диапозитивов, выявляющих художественные особенности пластики, цвета, графики.

Задания типа: выбери игрушки, поставь, нарисуй.

Свободные композиции по теме и на свободную тему с разбором и оценкой качеств детских работ: образность, выразительность (пластическая, графическая, цветовая), декоративность.

Представленные здесь работы по мотивам сказок А. С. Пушкина выполнены детьми 7—9 лет дошкольной группы «Декоративное рисование» при детской художественной школе № 4 Москвы.

Этим листам эскизов предшествовали системы упражнений, развивающих у детей чувство композиции колористической и композиции на плоскости, общение с подлинниками искусства прикладного, театрально-декорационного, прослушивание музыкально-литературных композиций по сказкам А. С. Пушкина.

Часто, предлагая детям рисовать по сказкам Пушкина, мы вынуждаем их работать по уже сложившимся стереотипам, известным им по иллюстрациям в книгах, телевизионным передачам и т. п. Такое рисование редко радует результатами, зато помогает педагогу увидеть, «состоялась» ли у детей личная «встреча» с поэтом, не подавлены ли их собственные представления чужими, уже готовыми изобразительными решениями. Мы знаем, что далеко не в каждой семье и даже школе могут помочь детям открыть своего Пушкина, помочь услышать его стихи, войти в мир «волшебных звуков, чувств и дум».

Кроме того, нашим маленьким художникам необходимо дать основу для зрительных представлений, и лучше, если это будет тщательно подготовленное педагогом знакомство с подлинниками архитектуры, прикладного искусства, живым или отснятым пейзажем, но не с книжной иллюстрацией, не с мультфильмом. Слишком частое общение с последними может даже затормозить развитие творческих способностей, и прежде всего так называемое внутреннее зрение ребенка-художника. Педагог отчетливо представит себе разницу двух общений ребенка со сказкой: смотреть рисованный диафильм или читать-слушать сказку.

Все это убеждает в том, что педагогу-художнику необходимо заботиться и о духовном мире детей, воспитывая и развивая их восприятие окружающей жизни, искусства. Заботы эти одинаково актуальны и для художественных школ, кружков, и для общеобразовательной школы, и они непременно окупятся хотя, может быть, и не всегда количеством выставочных рисунков.

Но если для нас главное — ребенок, его будущее, то не следует скупиться, тем более огорчаться, что накопленное выхлестнет своим потоком не в ближайший день и, может быть, даже не в изостудии. Только бы удалось накопить...

ПРО ГАЛЮ

Я так и сказала про нее — «Это моя Ученица и Учительница». Сказала на советско-японском симпозиуме по проблемам эстетического воспитания детей, состоявшемся в Москве осенью 1976 года, на котором выступала с темой «Из опыта работы по художественному воспитанию и образованию детей 7—12 лет на занятиях декоративно-прикладным искусством».

Мне очень важно привести хотя бы краткое, тезисное содержание этого выступления, потому что оно итог многолетних поисков пути, теперь уже нашего с Галей пути...

1. Основное направление наших занятий с детьми декоративно-прикладным искусством не «делание вещей», а воспитание и образование художника, способного к «эмоционально-образному отражению впечатлений в системе художественных средств декоративного искусства».

2. В связи с этим становятся одинаково важными и овладение изобразительной грамотой, художественными средствами декоративного искусства, прежде всего композицией плоскости, композицией колористической, и художественное воспитание детей, формирующее их образное восприятие мира.

3. Художественное воспитание детей мы понимаем как воспитание активных, творческих способностей ребенка, подготовку его к художественной деятельности, основные виды которой современная эстетическая наука перечисляет как:

а) эстетическое восприятие природы, окружающей действительности;

б) эстетическое восприятие искусства;

в) творчество интерпретации;

г) творчество самобытное.

4. Занятия декоративным искусством с детьми предоставляют педагогу эффективную возможность осуществлять развитие творческих способностей ребенка, активизировать его участие в перечисленных видах художественной деятельности, участвовать в нравственном воспитании.

5. Путь нашего вмешательства: 6т воспитания способности воспринимать, чувствовать гармонию в природе, жизни, искусстве — к гармонии в душе и творчестве, в какой бы сфере деятельности наших детей это творчество ни проявлялось. Мы отдаем себе отчет в некоторой идеализации этой формулы, но все же следуем ей, корректируя частные случаи опытом и интуицией педагога.

6. Наши занятия предполагают широкое общение детей с памятниками отечественной и зарубежной культуры. Мы начинаем обычно с истоков, с искусства народного, чтобы затем на этой основе воспитывать у детей способность чувствовать душу другого народа, что так важно сегодня и в нашей многонациональной стране, и в мире. Мы верим, хотя не все еще умеем сегодня решать полновесно, что навести мосты между детьми и памятниками мировой культуры — культуры чувств, мысли человечества — означает сделать многое для будущего.

Тезисы доклада отражали итог многолетней работы.

Мне важно привести здесь эти тезисы еще и потому, что они заложены в основу данной книги.

В каждом из перечисленных выше пунктов, как, кстати, и во многих фрагментах книги, употреблено — «мы». Это не просто принятое у авторов местоимение, это действительно множественное число, хотя нас пока двое. Мы с Галей, моей Ученицей и Учительницей...

В примечании к тезисам выступления на симпозиуме было указано: «Часть материала, иллюстрирующего выступление, отснята в классе педагога московской художественной школы № 3 — Тиуновой Галины Константиновны».

И на обложке системы упражнений по курсу «Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве» рядом с моим именем (как автора-составителя) — имя Гали — педагога, потому что она в первый же свой учительский год в условиях факультатива не только реализовала эту систему, но и в последующие два года нашла пути ее значительного усовершенствования. О своих достижениях Галя докладывала на наших Педагогических чтениях. С большим успехом. С убедительными результатами в детских работах.

Высшей наградой для меня явилось высокое художественное качество работ уже ее детей, которое подтвердило правильность нашего пути, плодотворность и перспективность методики. Ведь и сейчас еще иные методисты советуют расписывать дощечки «под Хохлому», «под Городец».

Помнится, еще в VII классе Галя, постоянная участница всех затей нашего школьного музея, для которого мне удалось тогда собрать коллекцию подлинников народного искусства, и особенно игрушку, вылепила и расписала дымковскую барыню с петухом, да так, что не многие могли отличить ее от подлинных. «Нет, это еще не цель», — думала тогда я, не зная, что проблема «традиции народного искусства и художник» была в то время острой и далеко не решенной даже во «взрослом», профессиональном искусстве, компрометировавшем себя откровенным копированием, безвкусицей стилизации.

Нам посчастливилось, в нашу жизнь, в жизнь нашего музея вошел А. К. Чекалов — мой главный учитель, с которым довелось работать несколько лет над пособием для школьников «Русское народное декоративно-прикладное искусство». Александр Калинович заведовал тогда кафедрой истории искусств МВХПУ, читал курс лекций. Туда я отвела и Галю, еще восьмиклассницу, как отвела ее позже «в ученье» и к другому мастеру — Я. В. Бруку, искусствоведу-историку, поэту, старшему методисту Третьяковской галереи, где мы с учениками в течение многих лет проводили незабываемые вечера у подлинников русской живописи...

А жизнь между тем шла своим чередом... Это сейчас, бросая взгляд в прошлое, легко подумать, ну какие, мол, могли быть проблемы, стоявшие на пути художественно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства. А они были, эти проблемы, приводившие порой к тяжким, тупиковым раздумьям. Проблемы целевой, методологической направленности воспитания завтрашнего художника — мастера декоративно-прикладного искусства и просто художественно образованного человека. На что должны быть нацелены его творческие возможности, каковы эстетические критерии? Художественное совершенство нетленных образцов прошлого в декоративно-прикладном искусстве? Их копирование во славу высоких традиций? Подчинение современной функциональности вещей, их утилитарному характеру?

Ответы на эти вопросы мы, педагоги художественного воспитания детей, получить не могли: теория, эстетическая мысль здесь молчала. Художники-практики искали, конечно, решения, экспериментировали. Позднее, уже фиксируя результат их работы, наметившиеся тенденции, проницательные критики дадут и нам, педагогам, ориентиры.

Обратите внимание на кавычки, которыми фланкируется последняя часть первого из приведенных выше тезисов. Эти кавычки выделяют слова Л. Крамаренко из статьи «Поэтика декоративных образов», опубликованной в августовском номере журнала «Творчество» за 1976 год. Мне кажется, тем, кто работает с детьми, необходимо прочесть это.

«Значительный материал для размышлений об особенностях современного советского декоративного искусства дали выставки «Советская Россия» и «Слава труду!». Декоративное искусство было представлено на них очень широко, во многих своих разновидностях...

Эти обширные экспозиции дали возможность проследить, что внутри декоративного искусства сейчас идет разделение на определенные сферы...

В уникально-декоративных произведениях из стекла, керамики, текстиля, металла собственно прикладная, утилитарная функция отступает на второй план, а все средства художественной выразительности направлены на функцию декоративную, украшающую. Конечно, четкой границы между декоративным и прикладным искусством провести невозможно и не нужно, более того, декоративные произведения сохраняют во многих отношениях связь со спецификой своего вида, в частности предметную основу формы и выявление художественных особенностей материала. Но при этом внимание художника ориентировано на эмоционально-образное выражение жизненных впечатлений декоративными средствами. Именно эта сложная, чрезвычайно интересная и по существу новая задача, вставшая перед декоративным искусством, дала, как мне кажется, толчок его современному , движению, стимулировала активные поиски художников в последние годы. Разумеется, разработка предметной утилитарной формы остается непременной задачей художников декоративно-прикладного искусства, но работа над декоративными формами не проходит даром и для утилитарного проектирования, она питает его своими пластическими идеями».

Возможно, кому-нибудь это сократит собственный поиск, как удалось мне сэкономить Галоч-кино время, чтобы к ее началу самостоятельного пути как художника, педагога освободить от пройденных к тому времени сомнений... И разве не ради такого часа скапливаем мы в себе то, что будет жить уже в наших детях, а позже и в детях наших детей?

Иногда я так и думаю, что, может быть, Галя и есть моя Главная Удача Жизни...

Она всегда была хрупкой, очень маленькой, так что в ее первый учительский день, когда она готовила класс к занятиям, мальчик, пришедший раньше других, покровительственно спросил: «Ты тоже будешь в этом классе?»— «Да»,— как всегда, тихо-претихо ответила она.

Она всегда была меньше всех в классе, тише всех и всегда поражала своей внутренней силой, упорной работоспособностью, которая, как правило, выливалась в творчество. Я храню ее школьные сочинения, написанные часто во время болезни, самые самостоятельные работы в классе, самые откровенные, самые счастливые для учителя! Храню ее работы, выполненные в училище им. М. И. Калинина, которое она окончила после VIII класса с дипломом художницы. Храню текст к ее дипломной работе, как храню ее рисунки, запись со стихами, прочитанными мне как-то ночью, когда мы обе отвоевали время у повседневной занятости, суеты.

Я храню все это еще и потому, что вряд ли смогу повторить все, что пережито с Галей, разве что ей самой выпадет пережить подобное уже со своими питомцами. В ее работах, рисунках (Галя—очень «цветная» от природы девочка) —наш путь, и, кроме всего, я отчетливо помню, как помогало мне ее творческое отношение к заданиям повышать их уровень.

Декоративные композиции Гали, представленные на выставках молодых художников, — ее творческое продолжение наших заданий, заданий, естественно продолжающих нашу линию для старших ребят на занятиях декоративной композицией на отделении прикладного искусства в ДХШ. Эти работы, конечно, только один из многих выходов в работе с детьми по развитию декоративного мышления, с детьми, которые как и Галя, будут тяготеть к театрально-декоративному направлению.

Эти работы и для самой Гали кажутся еще не совсем определившимися по теме, назначению, однако они свидетельствуют о безусловном вызревании пластических идей, реализующих авторское видение мира, авторские ощущения жизни. И как знать, может быть, когда-нибудь они, эти идеи, станут настоящим началом в творчестве художницы.

Теперь я твердо знаю, как одарила меня эта маленькая, тихая, «цветная» девочка! Кроме всех человеческих чувств, кроме чувств счастливой учительницы, а мы ведь так редко можем видеть наши результаты !

Мне никогда бы не удалось мое самообразование, моя попытка развить в себе, филологе по образованию, хотя бы крупицы художественного, и прежде всего цветного и композиционного мышления, если бы не возможность ощутить, подсмотреть, почувствовать это в Гале. Объяснять ход своих мыслей, рассказывать о характере поисков, рождения своих замыслов она отказывалась. А из книг все ли можно вычитать, что касается психологии, секретов художественного творчества, тем более детского!

В основе плодотворного взаимообогащения ученика и учителя лежал, по-видимому, тот же принцип нашей учебно-воспитательной работы: успешно постигать новое — только в процессе активной художественной практики. Вот почему иногда я думаю, что, может быть, Галя и есть моя Главная Удача Жизни...

ЛОТОСЫ ДРЕВНЕГО НИЛА

Лотосы древнего Нила назвали серию детских рисунков (иллюстрирующих стихи Древнего Египта), которые вошли в экспозицию на 11-й методической выставке детского изобразительного творчества в залах Московского Дворца пионеров на Ленинских горах.

В аннотации, сопровождающей экспозицию, ее методическая проблема была сформулирована так: «Обогащение колористической выразительности, декоративности детских работ в процессе активного изучения произведений изобразительного искусства», а цель экспозиции — построить зрительные ряды из детских работ, утверждающие эффективность предлагаемой системы занятий с детьми на материале изобразительного и поэтического искусства Древнего Египта на уроках истории искусств и декоративной композиции в детской художественной школе и студии.

Следует сказать, что названная выше методическая проблема решалась нами не только в работе на материале искусства Древнего Египта, но и в процессе работы детей с памятниками нашего отечественного, и прежде всего народного, декоративно-прикладного искусства. Поэтому вторая часть нашей экспозиции называлась — «Учимся у мастеров городецкой росписи».

Оба названных цикла, как, впрочем, и ряд других (по витражам, мозаикам, народной игрушке, коврам, архитектуре и пр.), объединяются нами единым названием: «Учимся у мастеров» и подчинены поиску форм активного общения детей с памятниками мировой культуры — одному из самых продуктивных, на наш взгляд, направлений в практике художественного воспитания и образования детей.

Перечисленные выше циклы объединяются не только общим названием «Учимся у мастеров», но и единой методической последовательностью заданий внутри каждого из них:

— от воспитания основ эмоциональной, эстетической культуры восприятия прекрасного в искусстве и окружающей нас природе;

— через практическое изучение отдельных сторон идейно-художественной ценности памятников искусства;

— к творчеству личному, обогащенному общением ребенка с искусством.

Это «триединство» художественно-воспитательных целей и отражали отобранные для экспозиции детские рисунки. В них ясно прослеживались связи с истоками, но связи, уже преодоленные ребенком в его собственном творчестве.

Завершая общее методическое осмысление предлагаемой системы работы, следует отметить также и побочный ее результат — высвобождение внутренних резервов учебного времени, позволяющее эффективно существовать как пред- мету «История искусств», так и курсу «Основы декоративной композиции». В тесной взаимосвязи этих двух учебных дисциплин наиболее полно синтезируется в сознании детей духовное и художественно-практическое содержание искусства.

В случае же, когда мы занимаемся искусством древнего мира с учащимися V класса средней школы, а так по плану художественных школ и должно быть, эффективно реализуется еще одна линия межпредметной связи — с уроками истории, что, как уже показано практикой, тоже оказывается продуктивным.

Итак, наша серия «Лотосы древнего Нила» решением жюри выставки стала ее участницей. Но ведь не в этом главный результат, не это исчерпывает все, что происходило с детьми на занятиях.

Поэтому сейчас кажется особенно важным проследить весь наш путь, от самого его начала на первом уроке.

Первый урок, который, по моим замыслам, должен стать первым днем путешествия по загадочной стране, мы начинаем... на самолете. За время «перелета» нужно подготовить себя к встрече с Египтом, а заодно и поиронизировать над ленивыми и нелюбопытными туристами, что мы и начинаем с известных строк Маршака: «Есть за границей контора Кука, если Вас одолеет скука и Вы захотите увидеть мир...».

Наш первый день пути должен помочь детям увидеть весь раздел «с птичьего полета», в чем и поможет нам «облет» всей территории Египта. Этот облет мы совершаем в два проектора:

хочется, чтобы рядом с неподвижным кадром — картой Египта, где голубая лента реки Жизни застыла среди скал и пустыни, мелькали бы кадры видовые, памятники архитектуры, скульптуры, росписи. Все это нам предстоит подробно увидеть, рассмотреть позже, а пока важно лишь отметить, где они находятся.

Так насматривается детьми материал, чтобы оформить в тетрадях заглавный лист новой темы «Искусство Древнего Египта», в тетрадях, которые становятся теперь дневниками путевых заметок-набросков, и писать в них мы обещаем «правду, правду и только правду». На следующем занятии мы все вместе оценим художественное качество этих заглавных листов, потому что композиция страниц и разворотов в тетрадях, соотношение текста и изображения, цвет, шрифт и др. — наша постоянная задача. Кроме того, уже по этой первой странице я постараюсь понять, как складываются у детей отношения с новой темой, и особенно у тех, кто в самом начале на вопрос «Что я уже знаю про эту страну?», ответил: «Пока ничего».

Наш первый урок завершается первым рабочим наброском карты Египта, где будут отмечены, как в путеводителе, и обозначены рисунками места наших будущих путешествий по стране. Подобный маршрут и определит программу занятий.

От этого урока-зачина, от силы детских впечатлений, полученных впервые, зависит многое, ведь это — суть первого этапа нашей учебно-воспитательной системы — «сначала удивление, восхищение».

И вот последний взгляд на карту, с тем чтобы помочь детям запомнить опорные факты. Вдруг в сосредоточенной тишине затемненного класса дети слышат: «А вот поэт, глядя на карту Египта, сказал: «Это — как цветок лотоса на прихотливо изогнутом стебле!» В шорохе ребячьих рядов, в устремленных на меня детских глазах сквозит вопрос: «Знали ли древние об этом?»

А на экране тем временем зрительный ряд диапозитивов: колонны с лотосовидной капителью, образ лотоса в древних рельефах, иероглифах, росписях, вещах прикладного искусства...

Ответить на всколыхнувший всех вопрос и не просто, да пока и не нужно. Пусть он станет для детей задачей наблюдений, а позже — собственных выводов.

А пока этим вопросом мы и закончим первый урок, в котором уже заложены основы нашего будущего цикла «Лотосы древнего Нила».

Следующие два-три занятия, как, впрочем, и по теме искусства каждой страны, мы будем знакомиться с архитектурой Древнего Египта, искусством, которое принято называть стилеобразующим, «матерью всех искусств».

Здесь кажется уместным уточнить наши учебно-воспитательные задачи преподавания искусства архитектуры детям. В самом общем виде это формулируется так: в процессе активного общения детей с выдающимися памятниками архитектуры, спланированного по хронологическому принципу, ознакомить учащихся с основными периодами развития, основными стилями. Сообщить сумму знаний, воспитать навыки, необходимые и достаточные для самостоятельного восприятия детьми искусства архитектуры. Эти навыки, восприятия сводятся, разумеется, в пределах возрастных возможностей, к способности увидеть-оценить соотнесенность постройки с окружающей средой, выявить основы ее конструкции, связи с функциональным назначением, материалами, декором, а главное, прочесть образное содержание, синтезирующее все перечисленное.

Современная педагогическая наука утверждает, и на практике уже доказано, как важно обогатить запасом знаний и навыков эстетическое восприятие подростка. И поэтому становится необходимым, определив эти задачи, распределить их по темам программы, соотнести с возрастными особенностями детей, найти соответствующие формы и методы постепенного введения знаний, воспитания навыков. Этим, собственно, и должна будет отличаться будущая программа по истории искусств для ДХШ от программы художественных училищ и вузов. Так, «архитектурный словарь в картинках» я наращиваю при прохождении нескольких тем, и дети постепенно получают возможность читать конструкцию сооружения, декор, а следовательно, и образ.

На материале архитектуры Древнего Египта предстоит внушить детям идею развития искусства, связанного с историей страны, и поэтому диапозитивы по теме разбираются на три части: архитектура Древнего, Среднего и Нового царства. Внутри каждой серии подразделяются памятники, контрольные для набросков, для коллективных и самостоятельных упражнений на восприятие образного строя; памятники, представляющие весь период; и наконец, памятники, которые сейчас не будут показаны, а позже станут материалом для контрольных определений в играх-упражнениях типа концерт-загадка.

Эта частная идея развития искусства внутри страны может стать удобным предлогом для «раскачивания» все еще бытующего стереотипа в понимании истории развития искусства как процесса, прямо пропорционального развитию общественных и производительных сил.

Материал раздела «Архитектура Древнего Египта» чрезвычайно продуктивен в воспитании восприятия детьми образного строя архитектуры, им хорошо завершается уже начатое при знакомстве детей с памятниками мегалитических сооружений мезолита, архитектурой Древней Индии, древнего Вавилона.

Итак, наше прерванное путешествие по Египту продолжается посещением Гизы и Саккара, а в тетрадях расчерчиваются три страницы на шесть гнезд для набросков и озаглавливаются соответственно «Древнее», «Среднее» и «Новое царство». Четвертая же страница — «Впечатления». Здесь по прохождении темы появятся записи по памяти и наброски, почти конспект темы, но не надиктованный педагогом, а составленный самими детьми по впечатлениям, по памяти.

На экране — ступенчатые пирамиды в Саккара, гигантская пирамида Хеопса с крошечными человечками рядом. Но я еще усиливаю представление о грандиозности кадром — сравнительной таблицей, где ряд силуэтов: пирамида Хеопса—Зиккурат— греческий храм — римский — средневековая европейская базилика — готический собор в Кёльне. Эти силуэты построят зрительный ряд из памятников, к которым, да и к самой таблице тоже, мы еще будем возвращаться. Этот зрительный ряд сравнительной таблицы как бы прописка нашего памятника в истории архитектуры.

Так же как в Древней Индии, архитектура Египта — прекрасный предлог и для показа детям синтеза искусств.

Но вернемся к светящимся на экране кадрам, отснятым в Ги-зе, к пирамиде Хеопса и сфинксу. Серия диапозитивов помогает нам «обойти», посмотреть со всех сторон и ракурсов сфинкса. «Как положено смотреть «круглую» скульптуру», — замечаю я, начиная работу над навыком, к которому вернемся еще раз, когда пойдет серия «Скульптурный портрет Нефертити».

Один из кадров серии отбирается для выполнения наброска в тетради, а рядом — место, чтобы записать слова, отвечающие на вопрос «Какой он?». Сюда можно вписать то, что услышишь от педагога, от товарищей, но особое значение придается тому, что придумал сам. На первых порах такое рассматривание вслух лучше выполнять коллективно, и педагогу тоже можно участвовать на равных условиях, но важно организовать обсуждение найденных детьми слов-образов. Это постоянно присутствующее упражнение — коллективная живая игра, где каждый и творит сам, и учится ценить найденное другими — позже может выполняться тихо, самостоятельно, может стать задачей контрольного рассматривания.

В этой игре, как и в выполнении наброска в тетради, таятся великолепные возможности развития очень активного восприятия памятника (его конструкции, образа) и развития способности передавать воспринятое в слове, линии, пятне, цвете и т. д. И всякий раз на новом уровне, соответствующем новому качеству восприятия ребенком, мир чувствований которого постоянно обогащается установлением новых контактов с сокровищницей духовных ценностей мирового искусства.

Не случайно, современная эстетическая наука утверждает.,. что восприятие искусства может стать одним из полноправных видов художественной деятельности человека. Следовательно, в наших заботах о художественном восприятии и образовании детей воспитание восприятия искусства ребенком, поиск эффективных форм этого воспитания должны стать главным содержанием учебной и методической работы преподавателя истории искусств в ДХШ.

Для учащихся ДХШ не менее важно и установление профессиональных контактов с произведениями искусства, контактов, обогащающих непосредственно художественную практику детей-художников. И здесь преподаватель истории искусств во многом может и должен помочь им. О формах и методике заданий, уже полученных результатах будет сказано ниже, а пока вернемся к нашей работе с диапозитивами из Гизы и Саккара, рассмотрим наброски детей в тетрадях, их записи, выявляющие качество восприятия и его перевода в слово. Эти наброски и впечатления, зафиксированные в слове, интересны остротой, точностью детского определения смыслового и эмоционального содержания того или иного памятника.

О пирамидах — грозные; могущественные; величественные;

огромные, как горы и т. п.

О сфинксе—вечный; загадочный; мудрый; молчаливый; величественный, гордый; страшный, ужасающий; вечный страж города мертвых; царь ужаса и т. д.

На следующих занятиях по архитектуре Среднего и Нового царства для контрольных набросков будут предложены кадры скальных храмов и отдельных правителей номов, храм царицы Хатшепсут, храмы в Абу-Симбеле, Карнаке, Луксоре. Архитектурный словарь пополнится незначительно: «протодорическая колонна» (позже мы будем рисовать архитектурные ордера Древней Греции), «гипостильный (колонный) зал».

Но по храму Амона в Луксоре мы путешествуем подробно, не спеша, в два проектора: на одном—план храма, затем аксонометрический чертеж, а на другом — изображение залов, через которые мы «проходим», рельефы, скульптура и обязательно люди, чтобы правильно воспринимался масштаб.

Это «путешествие» подготовит детей к будущему путешествию по залу Египта ГМИИ им. Пушкина, когда будет предложено ощутить интерьер зала как храма, зарисовать сближающие черты, но сначала представить, оживить картину торжественного шествия вслед за жрецом и певицей бога Амона Раннаи.

В том же «путешествии» по храму в Луксоре дети впервые, рассматривая план-чертеж параллельно с натурными кадрами, учатся «оживлять» в своем представлении план-основу. Практические упражнения: «представьте строение по плану, нарисуйте его, а еще лучше — вылепите» — воспитывают очень важные качества пространственного мышления. Навыки чтения и графического изображения плана необходимы, если мы хотим помочь детям смотреть архитектуру по-деловому, конкретно, логично. К этой задаче мы будем возвращаться неоднократно, даже в практических занятиях в Третьяковской галерее и Музее им. А. С. Пушкина. Эти занятия будут начинаться со знакомства с планом и помещения, и экспозиции.

Но вот тема архитектуры Древнего Египта завершена записью в конспекте впечатлений, по которым педагогу станут видны его удачи и неудачи, продолжены или начаты новые линии, развивающие детское восприятие.

Новая тема — «Скульптура Древнего Египта». Многое в организации урока повторится: и композиция разворота в конспекте (шесть гнезд слева для трех контрольных набросков), и запись впечатлений; здесь же поместится и отграниченная рамочка для словаря.

Диапозитивы по скульптуре я делю прежде всего на две части: рельефная и круглая скульптура. Тут же убеждаюсь, что дети легко различают эти виды. Далее, записав заголовки — «Древнее», «Новое» и «Среднее царство», рассматриваем три контрольных кадра, на мой взгляд, ярко характеризующих каждый период, затем проводим общий смешанный просмотр, период развития определяем вслух. При этом я стремлюсь показать линию в скульптуре, ее качества. Здесь помогают упражнения: «повторите линию просто в воздухе, карандашом». Иногда с кем-нибудь из ребят 'мы заготавливаем нечто вроде «табличек» школьников древней Ассирии: накатываем слой пластилина на дощечку, плотный картон, и если пластилин нужного цвета припорошить песком, то имитируется песчаник, а тогда нанести линию рельефа становится особенно интересным. Техника углубленного, врезанного рельефа воспринимается легко и естественно, здесь же становится уместным вспомнить, показать уже известный детям выпуклый рельеф древней Ассирии, с тем чтобы осталось только записать в нашу рамочку-словарь:

«Рельеф. 1. Углубленный. 2. Выпуклый: высокий, более 1/2 объема—горельеф; низкий, менее 1/2 объема—барельеф».

Теперь приступаем к наброскам трех контрольных рельефов и параллельно записи слов-характеристик. Сегодня схема урока и конспекта повторяет предыдущую, и поэтому кажется уместным усложнить задание попыткой разделить слова-характеристики на две группы: слова-впечатления и слова-анализ. После пробы выполняем это задание коллективно, вслух. Убеждаюсь, что задание понято и для большинства посильно. Условливаемся все найденные, прозвучавшие впечатления и оценки четко разграничить. Вот что наиболее типичное находим в конспектах:

Зодчий Хесира Надгробная стела Хунену Плакальщики

Могучий. Немного печальные. Крик!- Плач! Сильный. Могучие, сильные. Руки, как кисти, как Благородный. Они вместе, единение, птицы. Величественный. Красивы. Руки взметнулись Решительный. ________________ в плаче.

Прекрасный. ____ Напряжение смягчается. —————————————

————-————————— Все еще неподвижны. Голова, плечи,

Голова, ноги — про- Плечи — фас. ноги — профиль.

филь. Голова, ноги — профиль. Движение бурное,

Плечи — фас. раскованное.

Орнаментальный.

Застылый.

Неподвижный.

Пока дети зарисовывали, удалось выбрать из их записей несколько удачных, похвалить их авторов, обсудить, поспорить;

потом еще раз рассматриваем весь материал цельно, заботясь лишь об эстетическом восприятии, уже несколько обогащенном небольшим запасом знаний и навыков. После просмотра — последний этап, запись впечатлений по теме.

Из тетради Андрея В. (10 лет).

«Мы посмотрели много рельефов. Раньше я их никогда не видел. Мне понравилось, как египетские мастера передают движение, сравнивают красоту женщины с красотой лотоса, отображают разных фараонов и их вещи. Волосы, украшения, набедренные повязки орнаментальны. Линия плавная, красивая и точная. Было очень красиво. Это — Искусство!!!

Рельефы Древнего Египта понравились мне больше, чем рельефы древнего Вавилона. Я очень хочу побывать в музее и посмотреть эти рельефы».

И действительно, ездил смотреть, и уже был, на мой взгляд, зрителем, подготовленным к встрече с подлинниками. Это тоже одна из задач педагога.

Из тетради Наташи Р. (II лет).

«Все пластично, сказочно, загадочно. КРАСИВО!!! Хочется в музей, понравились больше, чем рельефы Вавилона».

Наташе запомнились в рельефах лотосы, жесты касания, орнаментальность, понято нарастание движения, особенности изображения человеческой фигуры, красивый цвет раскрашенных рельефов, даже общая композиция плоскости, когда мастер решает задачу соотношения изображения и шрифта — иероглифов. Задача, можно сказать, сродни нашей повседневной задаче по нахождению композиции разворота или страниц в рабочей тетради. Кстати, о вариантах решения плоскостной композиции — позже я обязательно покажу детям страницы рукописных книг с восточной миниатюрой, японские гравюры с текстом и т. п.

Дать детям возможность принять творческое участие в уроке, не торопиться навязывать им наши взрослые, зачастую стереотипные оценки, но и не удовлетворяться низким качеством детских определений; взращивать впечатления питомцев и помочь найти им словесную форму, равноценную силе их переживания — вот путь развития самостоятельности суждений, оценок, воспитание веры в свои силы, в чем так остро нуждаются подростки младшего возраста, да и дети остальных возрастов. Это тоже одна из наших серьезных задач. Ведь творчески активное участие ребенка в учебно-воспитательном процессе является главным содержанием всех современных педагогических направлений.

Уместно добавить, что практическая работа последних лет убедила, как продуктивен курс «Учимся у мастеров», и особенно для подростков, детей так называемого «провального» возраста. Причина здесь кроется, по-видимому, в том, что и мир чувствований ребенка, и его поиск средств выражения выпестовываются высокой духовностью и художественными средствами большого Мастера, а педагогу — посреднику между ними — следует лишь отобрать и распределить во времени учебной и воспитательной программы встречи с теми или иными Мастерами, с теми или иными качествами их дарования.

Следующее наше занятие посвящено круглой скульптуре Египта. Ход урока тот же, только скульптуру будем рассматривать не в хронологическом развитии, как архитектуру, рельеф, а по видам. Объясняется это новой методической установкой урока: обогатить активный словарь детей терминами — скульптура, рельеф, круглая скульптура, монументальная, станковая, декоративная. Три последних термина становятся заголовками для трех контрольных набросков, но сначала мы научимся различать эти виды круглой скульптуры в просмотре трех контрольных диапозитивов, а затем и всего потока.

Вот как были рассмотрены детьми контрольные кадры:

Статуя фараона у Портрет Нефертити Статуэтка служанки храма

Грозный, сильный. Прекрасная, мудрая. Смешная, забавная, властный, могущест- любящая, нежная, неуклюжая, косола-венный колосс, искренняя, вечная пая, сила, здоровье, строгий, немного живая нежность, работа. грустныйСвязан с блоком. Раскрашенный извест- Раскрашенная глина, храмом. н.як, живое движение. портрет.

На большой серии диапозитивов (портрет Нефертити, отснятый с разных точек) убеждаемся, как важно, рассматривая круглую скульптуру, обойти ее вокруг, не спеша рассмотреть со всех сторон.

Запись впечатлений, которой мы завершаем и этот урок, выполняется детьми быстрее, легче. В их строчках я легко прочитываю, что «вошло» от меня, что найдено самими, тут же решаю, что и как изменю в следующем классе, чем следует продолжить начатое сегодня.

Вот что показалось в записях этого дня интересным. Почти всех тронула тема любви Тутмеса, но на долю Нефертити выпало больше всего впечатлений. Впечатления Алеши Л. (10 лет) заняли две трети страницы, и все же он трижды возвращается к Нефертити, начиная и заканчивая записью о ней. В словах о «плавном и красивом изгибе тонкой шеи, о сходстве с лотосом, о вечной красоте женщины» заключалась вся суть его эмоционального и аналитического восприятия портрета. Кстати, это впечатление красоты женщины очень помогло детям увидеть, а мне показать кадры скульптурных изображений обнаженной женской фигуры, и я готова была благодарить... Тутмеса или царицу за удачное начало этой сложной для подростковой аудитории задачи.

Удачны в записях об уроке и высказанные ребятами предложения о содержании, характере музыки, которой можно было бы сопровождать просмотр кадров с произведениями монументальной, станковой и декоративной скульптуры Египта. Через слова о характере музыки раскрылось правильно воспринятое детьми представление о содержании этих видов скульптуры, что, на мой взгляд, в настоящий момент куда важнее, нежели выучивание, запоминание формулировок, терминов.

А между тем Египет завораживал детей, властно, сильно... Я чувствовала, что в общении с обильным, очень красивым материалом происходит много больше, чем то, что произносилось г мною, детьми. Я остро чувствовала волнение детей, когда теперь уже молча, боясь разрушить комментарием их собственное ощущение, показывала новые диапозитивы и думала, как важно уловить меру помощи и какая это высокая награда педагогу, если наступает момент и дети, которых еще недавно вела за руку, вдруг идут сами, вольно, свободно, счастливые от открытой в себе способности пережить радость в общении с искусством.

Но в нашей теме самое интересное их ждет еще впереди, и я заранее вижу, как это будет, когда в темноте вспыхнут нежным, дивным цветом древние росписи Египта, и мы уже ничего не будем изучать, дружно не захотим регистрировать профиль— фас, принадлежность к периоду развития и пр. Впрочем, и такая форма молчаливо-сосредоточенного общения с искусством уже легла в основу наших знаний, обогащая интуитивное восприятие детей.

Главным для нас теперь в рассматривании росписей станут эстетические качества линии, палитры мастеров Древнего Египта. Эти художественно-технологические вопросы позже станут самостоятельной темой практического задания по музею, а еще позже, когда завершится программа обязательная и составится группа детей для более углубленных занятий с подлинниками в музее, книгами и альбомами, чтением поэтических произведений, приведут к созданию факультатива. В его работе, собственно, и закладывается организационная основа осуществления названной выше программы и проявляется с наибольшей эффективностью связь двух учебных предметов — истории искусства и основ декоративной композиции.

Искусство Древнего Египта могло бы также дать возможность для работы с детьми по теме «Как смотреть произведения декоративно-прикладного искусства». Однако произведения древнеегипетских мастеров целесообразно будет рассматривать по названной теме вместе с вещами Крита, вазами античной Греции, т. е. позже. Сейчас же как бы закладываются основы проникновения в стихию декоративно-прикладного искусства; к тому же важно накопить и развить в восприятии детей возможность смотреть на вещи с позиции эстетической оценки художественно-изобразительного мастерства.

Росписи Древнего Египта в моей фототеке, насчитывающей уже свыше пяти тысяч диапозитивов, — одна из лучших ее частей. Кадры отсняты из альбомов отечественных, зарубежных изданий, с подлинников наших коллекций Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Для предстоящего урока я разбираю диапозитивы по темам, аналогичным темам стихов из книги «Лирика Древнего Египта» (М., 1965, перевод А. Ахматовой и В. Потаповой). Наверное, каждый учитель по-своему прочтет эти древние песни, дошедшие к нам от Древнего царства на папирусах Нового. И основные темы, и стихи отберет тоже по-своему. Для нас же главными стали темы Жизни, Солнца, Нила, дающих радость труда, праздники, любовь и темы мудрости, человека и природы. Почему именно эти темы? Да потому, что все они посвящены вечной и в то же время остро современной теме воспитания чувств.

Наверное, мое нетерпеливое ожидание этого урока передается и детям. И вот, наконец, вспыхнувший экран объединяет праздник, торжество человека, созидающего прекрасное, и человека — пусть еще ребенка! — достойно принимающего эти дары. Это и мое маленькое торжество, торжество счастливого посредника, устанавливающего контакты через века... Не удержавшись, читаю строки древних стихов, приготовленные уже к следующему занятию:

Мудрецы, предрекавшие будущее, — Вышло так, как говорили их уста.

Их наследники — дети разных людей, Как будто все они — их собственные дети...

Эти стихи станут «мостиком» к следующему занятию, когда мы будем читать много текстов из указанного выше сборника.

А рабочий момент все-таки был и на этом уроке. Он возник естественно, просто, задачи решались и совсем не испортили праздника. Нам удалось (теперь уже всем!) размежевать «впечатления» от «анализа» росписей, верно решить композицию разворота в тетради, перевести в активный словарь термины: цвет сложный, локальный через сопоставления фрагментов выдающихся произведений, изображение объемное и плоскостное.

Неверно, когда боятся, что детям-художникам это может помешать в овладении изобразительной грамотой по программе ДХШ. Мы не можем назвать художественно образованным человека, зачеркивающего детское творчество по причине локального цвета и плоскостных решений изображений, человека, не способного ценить такие пласты и вершины кашей общей культуры, как росписи Египта, Раннего Возрождения, мозаики Византии, восточную миниатюру, русскую иконопись, народные росписи, японскую гравюру и т. п. Невозможно в работе с детьми адаптировать историю искусств, выбрасывая, не придавая серьезного значения перечисленным достижениям человеческого ума и сердца, просто преступно. Речь может идти лишь о том, чтобы не сбивать детей с толку, разумно объяснив и наглядно показав шедевры прошлого.

Мы сделали красивую выставку из наших тетрадей по росписям, раскрыв их на уроке. В записях впечатлений — единодушное увлечение, много восклицаний, а мы теперь учимся восторгаться «конкретно», избегать общих фраз и восклицаний. Сегодня же я как-то слишком легко простила эти восторги. Может, оттого, что на правой странице разворота (у всех!) интересно записано о плоскостности, отсутствии светотени, конкретно наблюдено, что у художника 4—5 цветов, что мужчины темно-коричневые, а женщины охристо-желтые, что очень красива на коричневом фоне розовая лошадка, что очень красиво тонируется голубовато-серый. Поражают и занесенные в тетради пробы-наброски цветом и комментарии, что это очень красиво белое рядом с тем коричневым; пробы, одни и те же краски: серо-голубая, желтая, оранжевая, белая, розовая, черная — а как красиво!; почти во все тетради вошло не под диктовку, а по памяти специальное: гармония больших отношений...

Внутренне я им завидовала, моим ученикам, ведь сама с таким трудом и так мучительно долго «проползала» свой путь, чтобы научиться всему тому, что мы открываем им сегодня в почти детском возрасте...

Но выставка тетрадей следующего дня была, как я и предполагала, интереснее. Это уже контрольная композиция, и сегодня рабочий момент посвящен ей. Страницы заполняются текстами-фрагментами стихов, которые я сначала читала вслух, а потом повесила на стенд, отпечатанными на машинке, потому что даже самый маленький Алеша из IV класса средней школы категорически отказался от предложения помочь выбрать строчки. Когда я прочла первый текст про мудрых писцов, Лена П. воскликнула удивленно и громко: «Я же вижу все это! Я вижу!»

Тогда я попросила всех сесть поудобнее, прикрыть ладошками глаза и попробовать «увидеть» свое цветное кино, с тем чтобы потом перевести его по памяти на бумагу. Это очень интересно, когда заложены опоры-основы для «цветных» представлений, хотя такой сеанс с детьми нельзя продолжать долго.

И еще. Я даже пожалела, что мои «основы» слишком конкретны, хотя, как историк-учитель, могла бы и радоваться качественному усвоению учебного материала. Радоваться, если бы в моей работе не было бы второй ее части — преодоление детьми изученного в процессе активного общения их с памятниками искусства, преодоление в собственной художественной практике детей врожденной человеческой привычки слепо следовать за образцом, идти дорогой копииста, подражателя. Эта задача, задача расковывания на данном этапе собственных творческих сил, дремлющих в душе ребенка, и лежит в основе применяемой учебно-воспитательной системы.

Такая система продуманностью и органической взаимосвязанностью своих трех этапов «удивление... — изучение... — творчество» развивает детей, нравится им, вызывает их творческую активность. Доказательство тому и работа в тетрадях, и участие в коллективных циклах типа «Лотосы Нила», и отснятый на цветную пленку наш диафильм того же названия, кадры которого озвучивают стихами авторы рисунка, и многое другое.

Но главное, как показала практика, в процессе такой работы значительно обогащается колористическая выразительность, декоративность детских работ, вот поэтому в нашей экспозиции особо почетное место принадлежит пейзажам, натюрмортам и самостоятельным композициям — произведениям, многие из которых были удостоены стать частью большой экспозиции в выставочных залах Московского Дворца пионеров на Ленинских горах.

В заключение хотелось бы подчеркнуть следующее. Методика и формы учебно-воспитательных занятий, раскрытые в этом очерке, в полной мере использовались нами и в процессе работы детей с памятниками отечественного, прежде всего, народного декоративно-прикладного искусства.

Х Х Х

В наши дни, когда для многих стала реальностью живая встреча с Египтом,его искусством, эти страницы могут стать особенно актуальными, могут помочь подготовить детей “увидеть мир” по-настоящему.

Ну а если путешествие в Египет пока не планируется, можно отправиться на Волхонку, в ГМИИ, где стараниями многих собрана и сохранена для нас великолепная коллекция подлинников древнего искусства Египта, встреча с которыми - всегда Праздник,особенно если к нему готовились,его ждали…Так не откладывайте надолго этот День!

Хостинг от uCoz