Сравнивая эту тему с темой предыдущего СЕМИНАРА- 2, заметим, что добавившимися словами «искусства архитектуры» обозначилось еще одно пространство ИНТЕГРАЦИИ, где названные искусства \ архитектура и декоративно- прикладное\ участвуют , как правило , в естественном и органичном синтезе.
С этим добавлением содержание нашего семинара приобрело свою полноту,
определило основные направления для длительных размышлений, экскурсий, собирания материалов, книг, коллекций репродукций и др.
Теперь нашей темой определились и основные «пряди»- пласты содержания, из которых мы будем создавать «косицу» интеграции, вплетая каждый раз те, что необходимы в каждом конкретном случае, иногда возвращаясь к уже рассматривавшимся, чтобы наращивать - развивать объёмы их содержания.
Историческое пространство наших наблюдений-исследований будет выстраиваться принципу «от самого начала и до наших дней»: искусство первобытное, народное, профессиональное, детское.
Стремление рассматривать все «от самого начала» с неизбежностью заставит обратиться к мифопоэтическому познанию человеком мира природы в его доисторическом детстве, когда воспринятые в Природе образы-явления слагались в МИФЫ-СКАЗАНИЯ, МИФЫ-ВЕЩИ, СТРОЕНИЯ, ОБРЯДЫ…
И мы будем учиться проникать в «золотое царство» памятников ДПИ и архитектуры, несущее в себе отсветы духовности наших далеких предков. Сейчас это особенно важно.
Будем пытаться постичь, «примерить на себя» их нравственные идеалы, таящиеся в «серебряном царстве»…
Сокровища же «Медного царства», хранящие в себе ценности художественной стилистики, помогут нам научиться выражать воспринятые впечатления жизни в образном слове, цвете, линии, объёме…
И на всем протяжении нашего нескончаемого пути будем особенно выделять явления Природы, памятники искусства, отмеченные Гармонией и Красотой, чтобы осуществить нашу цель-задачу-концепцию: «От воспитания восприятия Гармонии в Природе, Искусстве к Гармонии в душе, творчестве, жизни…»
Остается добавить, что темы содержания конкурса, объявленные в его «Положении», как, например, «История русской архитектуры своего края, Москвы» и многие другие, станут частями, с обстоятельно рассмотренной предысторией, включающей их во Всеобщую историю искусства, с системами, развивающими творческое восприятие памятников искусства, и даже системами, помогающими детям в собственном творчестве выразить воспринятое.
И все это вместе, исполненное в процессе общения детей с искусством родного края, по нашим представлениям, должно соединиться-интегрироваться в их собственные связи не только с этносом, но и самим этосом-духом народа…
В этом - Надежда и цель организаторов и автора проекта конкурса «Мой край, моя Москва, моя Россия».
*** К обсуждению на семинаре предлагаются по книге «Искусство и дети» \ Москва. Просвещение. 1982г.\материалы: «Дети и мастера» и «Русское народное деревянное зодчество».
*Составьте свой тематический план по теме «Русское народное деревянное зодчество».
*Составьте свод памятников деревянной архитектуры Вашего края.
*Перечислите выдающиеся памятники деревянного зодчества известных в России заповедников.
*Соберите материалы, выполните рисунки, макеты, серии фотографий.
*Составьте и выполните «Словарь в картинках»: «Русское народное деревянное зодчество».
*Составьте и выполните «Словарь в картинках»: «Декоративное убранство памятников деревянного зодчества».
*Выполните серию упражнений: «Сочини узоры для резного деревянного наличника-теремка».
Автор проекта, консультант-методист конкурса «Мой край, моя Москва, моя Россия»
Полунина Валентина Николаевна 2002-02-25 .
E-mail: VPOLUNINA@mail.ru Интернет: vptk.narod.ru