ВЕРНУТЬ СЕБЯ В РУСЛО ИСТОРИИ ...

Архитектура - древнейшее искусство и его принято называть «матерью всех искусств». Древние памятники архитектуры - менгиры, дольмены, кромлехи -донося до нас представления наших далеких предков дородового периода жизни, когда в процессе мифопоэтического познания мира, как в утробе , были проиграны основные темы, сотворены « по образу и подобию « природы все основные формы, получившие в дальнейшем развитие, в частности ,в архитектуре и прикладном искусстве . В процессе мифотворческого познания человеком мира рождались метафоры - слова, метафоры - вещи , метафоры - действа, и , конечно , метафоры - строения.

«Миф охватывает и выражает собой всю без исключения жизнь первобытного человека - Он может быть словесным , вещным и действенным ». « Уже в самые ранние эпохи он создает основные системы, принцип которых будет оставаться в будущих тысячелетиях , варьируясь , перекомбинируясь и по-новому выражаясь в новых содержаниях и формах . Высота, круг, столб , низины -вот принцип «будущих построек ,и внешних, и внутренних».Форма их -стол, свод, столб, ворота».

Сегодня мы лишь составляем вариации из появившихся в нашем художественном мышлении элементов. Мифотворчество интересно просматривается и в народном искусстве. По-видимому, оттого мы и обнаруживаем образы космических представлений наших предков в памятниках искусства архитектуры , искусства прикладного. Мифотворчество переживают поэты и дети. Помните, у Н.Заболоцкого: « Только старые люди и дети…»

И если мы сегодня озабочены, как вернуть себя в русло истории, неоднократно переписывавшейся политиками, то становится понятным, как важно построить в сознании детей представления о едином пути развития искусства.

И конечно же , архитектуре принадлежит в этом особая роль. Когда-то нужно рассмотреть все с начала. Пусть даже не все звенья пути , главное - начало и существование его идей в сегодняшнем дне. Так дети, не теряя при изучении глубокой истории связи со своим временем, смогут ощутить себя

участниками истории развития человека, чтобы продолжить её .

Общение с древней архитектурой и памятниками крестьянского ДПИ может обратить нас к самому центральному вопросу, необходимому для понимания происхождения искусства , особенностей его художественного языка ,как и языка творческой деятельности детей .Этот вопрос - об отношении человека и природы: Природа-Человек-Искусство.

И, конечно же, памятники древней архитектуры - гармонические решения проблемы “Природа - Человек - Искусство” - доносят до нас особенности художественного мышления наших предков,которые могут стать сегодня нам и нашим детям учителями,хотя многие современники и относят их к “примитивам”.

Бурделю принадлежат известные слова:

“Архаизм вовсе не обозначает невежества и примитивности, он проникновенно и гармонично слит со всем миром, это самое человечное искусство и одновременно самое вечное.Недалёкие умы, которых страшит обнаженность истины,находят его примитивным,потому что он слишком далёк от них”.

Вот почему так важно занятия с детьми по искусству начинать с древнейших его памятников.

Использованы материалы О.Фрейденберг « Семантика первой вещи».

Хостинг от uCoz