Этот свод памятников, определяя объем содержания системного курса, позволяет не только вспомнить увиденное, но и взять на заметку то, что стоит посмотреть, путешествуя по Москве. А еще он неожиданно наталкивает на сравнение памятников, созданных в одно и то же (век, год) или разное время;
разворачивает картину застройки Москвы в различные ее исторические периоды; позволяет увидеть не только смену стилей, но и удивиться тому творческому диалогу, который на практике длился между архитекторами; показывает мастерство каждого из них в развитии его творческой индивидуальности, да и еще рождает много размышлений, ассоциаций, выводов.
Главным же становится желание побольше узнать о них, необходимость «прописать» памятники Москвы в истории русской архитектуры, архитектуры мира. именно идея обобщить увиденное в прогулках по Москве в процессе моей педагогической практики натолкнула .меня на мысль о факультативном курсе бесед и практических занятий у памятников архитектуры. Москвы под названием «История русской архитектуры в памятниках Москвы».
Чтобы обогатить «насмотренность» детей и родителей, расширить их представления о русской и зарубежной архитектуре, я предлагаю им, кроме прогулок, собирать картинки из журналов, газет, открытки, фотографии, наброски. Не просто собирать, но и систематизировать их, раскладывая по конвертам, приклеенным в альбоме — обычно по четыре на развороте — и объединенным темой-заголовком. Содержание этих тем конкретизируется в подписях под конвертами.
Наш клубный альбом на титульном листе имеет знак, рожденный самой картографией города и ставший гербом Клуба юных москвичей. Далее — первая тема, очень нужная нашим участникам, — «Виды искусства». В конвертах с подписями «Музыка», «Литература», «Изобразительное искусство», «Искусство, синтезирующее разные виды (песни, кино, цирк, особенно наглядно— мультфильмы)» должны накапливаться открытки, записи о том, какие виды искусства в доме любят и знают лучше. На следующем развороте (а в случае хорошей подготовленности и на первом) собирается наглядный материал, представляющий виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и архитектура). На развороте «Об искусстве архитектуры» со временем разместятся интересные высказывания об архитектуре, яркие впечатления от встречи с ее памятниками, затем и планы:
«Как смотреть памятники искусства архитектуры», «Основные периоды развития русской и зарубежной архитектуры».
Собирание материалов о памятниках зарубежной архитектуры определяет розданный всем перечень контрольных памятников, представляющих основные периоды развития и стили. Эта страница, как затем и многие другие (чаще всего тематические перечни памятников), составят «Приложение» к альбому, которое поначалу разместится в конце его, а в счастливых случаях увлечения темой потребует специальную папку. Зато ко времени начала знакомства с зарубежной архитектурой собранный и «насмотренный» материал позволит детям без труда раскладывать открытки по принципу русская - зарубежная, древняя -современная...
Только после этого «введения в теорию и историю искусства архитектуры» мы начнем заниматься архитектурой отечественной, московской в частности. Русскую архитектуру начнем собирать-рассматривать, конечно же, с деревянного зодчества, славного и самобытного творчества русских мастеров-древоделов богатой лесами земли...
Первый разворот — словарь в картинках — вместе с набором новых слов позволит усвоить буквально за минуты конструктивные особенности памятников: их основания, покрытия, вязки бревен, декоративное убранство; научит видеть особенности каждой конструкции, говорить о ней языком профессиональных терминов. На следующем развороте — рисованная от руки карта русского Севера, на которой следует разместить знаменитые заповедники: Кижи, Музей деревянного зодчества в Карелах под Архангельском, в Новгороде, а также музеи в Костроме, Нижнем Новгороде, в Суздале, в Коломенском, на Истре... Список этот продолжат авторы альбома, для которых тема станет частью летних поездок, собирания материалов... В одном из конвертов этого разворота разместится подборка о деревянной архитектуре народов не только России, но и других стран.
Несмотря на все утраты, мы еще можем назвать наш город музеем. Из сохранившихся памятников русской архитектуры можно составить ряд, представляющий семь столетий ее развития. И, однажды научив руку рисовать карту-схему Москвы — «три кольца, синюю птицу реки», мы будем расставлять на ней памятники от XIV в., рисуя каждое столетие своим цветом, выявляя даже в схеме конструктивные особенности памятников. Рука же и глаза сами запомнят их, помогут потом раскладывать открытки, фотографии, рисунки. И позовут они, свидетели нашей древней истории, к встрече с этими храмами, выстроенными «по образу и подобию природы», по законам ее гармонии...
Памятникам Московского Кремля — особое место, как и монастырям Москвы, еще и потому, что каждый из этих ансамблей строился веками и несет теперь нам память об искусстве многих столетий. Смотреть такие ансамбли лучше после того, как запишем хотя бы названия основных стилей и периодов развития русской архитектуры. Этому и будет посвящен наш следующий разворот, где под конвертами напишем: «Х—ХУП вв. — архитектура Древней Руси»; «Конец XVII в. — нарышкинское барокко»; «XVIII в. — классицизм»; «XIX в. — ампир, модерн».
Это хронологическое и стилистическое расчленение десяти столетий в развитии искусства архитектуры России отражает и деление на периоды всех видов отечественного искусства. Только конец XVII в. отделяется от периода Древней Руси, да конец XIX — начало XX вв. рассматривается как период, хотя и не такой длительный, но стилистически ярко самобытный.
Очень важно научить детей видеть участие в создании архитектурного образа других видов искусств. И мы наполняем конверт с темой «Виды монументальной живописи» (фреска, мозаика, витраж). Пристальное знакомство только с одним памятником, как вы помните — церковью Троицы в Никитниках, позволяет рассмотреть живущие в своей естественной среде работы мастеров иконописи, стенописи, изразечного дела, художественной обработки металла (кузнечная поковка, литье, насечки, просечное железо), резчиков по дереву, камню, чье мастерство связано с народным искусством. Согласитесь, один разворот в альбоме — и целая академия! И это не только знания, не только уважительное отношение к мастерам, их таланту, но прежде всего — школа для глаз (которые, как известно, видят то, что знают), удивительно развивающая наблюдательность и зоркость детей, обычно повседневно и привычно слепо проходящих мимо многого, что могло бы обогатить, позвать к творческому труду... Так, в нашем конкретном примере, стараясь соединить увиденное в памятнике XVII в. церкви Троицы в Никитниках с нашей повседневностью, подписываем под одним из конвертов: «Декоративно-прикладное искусство в современной архитектуре». В Московском метрополитене, например.
Путь обозначен, собирание начато... Зрительно утверждая стилеобразующее значение архитектуры — «матери всех искусств», — посвятим следующий разворот альбома теме «Архитектурные орнаменты», которые собраны по названным выше стилям русской архитектуры. А другой разворот, как бы осуществляя принцип повторения на новом материале, будет называться перефразированной пушкинской строкой «Москвы "оград узор чугунный"...».
Русские изразцы, декоративное убранство архитектуры XVII в., встретившиеся нам в церкви Троицы в Никитниках, определят наш маршрут (и, соответственно, разворот в альбоме)^по Москве к работам мастера Степана Иванова, прозванного «Полубесом», и наполнят конверты набросками знаменитого узора «павлинье око», поведут моих путешественников от церкви Успения в Гончарах, Крутицкого подворья, церкви Григория Неокесари и ского на Полянке/к собору в Измайлове, в Ново-Иерусалимский монастырь, монастырь Иосифо-Волоколамский...
И опять рисованная карта, и опять подпись под конвертом: «Керамическое убранство в современной архитектуре». Не проходите мимо! Может быть, и панно Врубеля заметите сами... Может быть...
А «Приложение» к альбому пополнится еще одним материалом, название которого повторит тему альбома: «История русской архитектуры в памятниках Москвы». На горизонтально расположенных машинописных страницах разместится свод памятников нашего Северо-Западного округа с указанием эпохи, стиля, имени зодчего, места расположения и даже маршрута, по которому можно проехать к памятнику. Этот второй перечень приложения, как и первый контрольный лист с обозначением памятников зарубежной архитектуры по периодам и стилям, я тоже прошу родителей прочесть весь сразу и отметить памятники, которые дети уже видели. Так у нас в «Приложении» множатся маршруты, помогающие освоению искусства архитектуры мира.
Митя А., мой дорогой Митя, мучился не один год, оттого что родители не нашли времени помочь мальчику сделать заголовки в альбоме. Мучился, но с клубом не расстался. А когда пошел в первый класс, начал подписывать альбом печатными буквами, затем научился пользоваться трафаретом, нередко брал «в плен» друзей родителей, приходивших в гости. Митя раньше всех ребят освоил шрифт и стал в школе весьма уважаемым редактором стенгазеты...
Теперь я с этим мальчиком прохожу новые пути-дороги. В его альбоме появился разворот «Памятники нарышкинского (московского) барокко». Каждое лето Митя гостит у дедушки на даче под Звенигородом. Видел Большие Вяземы, Спасо-Сторожевский монастырь, памятники в музее Архангельское, Спасскую церковь в Уборах. С этой красавицы, тихо и торжественно отражающейся в Москве-реке, мы и начали маршрут, который повел нас в село Троице-Лыково, в Ново-Девичий, Андроников монастыри. И первую персональную тему о зодчем нарышкинского барокко, крепостном Якове Бухвостове, начали тоже.
Когда я подарила мальчику фотографию собора Я. Бухвостова, снятую в Рязани, поняла, что пришло время рисовать с ним карту «Городов Древней Руси»: все двенадцать застав на Земляном валу московского Скородома, от которых начинаются дороги к ним. Теперь Митя безошибочно помнит, в какой стороне от Москвы расположены Киев, Новгород, Псков, Суздаль, Владимир, Тверь, Рязань... Потом этой темой займутся в клубе все. Размещение застав на рисованной от руки карте Москвы необычайно полезно для запоминания схемы города, где основные дороги от Кремля и стали главными улицами-магистралями (например Тверская). И надеюсь, поведут эти не очень умело нарисованные пути-дороги детей по земле нашей, чтобы познакомиться, наконец, со своим родным, но таким забытым домом...
В альбоме Мити представлена тема «Московская архитектура времен Бориса Годунова». Имя царя мальчик несколько лет назад выписывал буквами полуустава, когда рисовал «Ивана Великого». В стенописи церкви Ризположения мальчик видел царевича Дмитрия, слышал о кровавой его истории. На лучшей композиции нашего цикла «Московский Кремль. Страницы истории» между устрашающе огромной, тускло-золотой главой колокольни с именем царя Бориса и трогательно-прозрачной церковью возносится в космическое пространство тоненький царевич в нежно-голубом одеянии с золотистым сиянием нимба...
В дни юбилея Мусоргского привлекла внимание мальчика опера-фильм «Борис Годунов», добавила впечатлений и знаний телеэкскурсия в Ново-Девичий монастырь. Митя из наших прогулок по Москве запомнил место на северо-западе города на крутом берегу Москвы-реки, где сохранившаяся церковь Святой Троицы XVI в. переглядывается со своей младшей сестрой-красавицей в селе Троице-Лыково, в месте расположения прежде села Хорошево, вотчины Годунова.
В нашем с Митей маршруте органично сплетаются страницы истории с каменной летописью города... И все это в альбом, на долгую память.
Так мы с Митей стали первопроходцами... Но это не означает, что все другие обязательно должны идти той же дорогой. Нет, у каждой семьи — свой путь. Наши программы в разделе «Прогулки по Москве» и тематический план курса «История русской архитектуры в памятниках Москвы» помогают выбрать направление и сформировать свой семейный план на два-три года...
Есть еще один смысл ведения семейных альбомов, обращенных в основном к искусству, к развитию эстетического, окрашенного переживанием, восприятия его произведений, и прежде всего памятников архитектуры. Они с неизбежностью, и это замечено уже не раз, приводят к необходимости связать их с событиями истории, ее выдающимися деятелями. Рождается потребность в системных исторических знаниях, стремление вернуть себя в русло истории — не тысячелетней даже, а значительно более древней; рождается потребность ощутить себя, свой народ, родную землю едиными носителями нашего этоса — духа.
Для некоторых участников Клуба юных москвичей эта работа над семейным альбомом может определить круг чтения, иногда и выбор будущей профессии...
За время существования Клуба юных москвичей менялся состав, многие дети уходили в художественную школу, школу искусств. Теперь, перебирая коллекцию детских рисунков, исследований, альбомов, вижу, что все эти годы мы совершали движение по спирали: наши программы, вобрав в себя опыт нескольких десятилетий, стали продолжением, развитием темы «Моя Москвеи—мой край родной.
С ребятами из Клуба юных москвичей мы постоянно гуляем по берегам реки. (Вспомните описание «Прогулок по Москве северо-западной».) Берег реки, как вы догадались, давно уже стал для нас второй мастерской. Поэтому все серии пейзажей не случайно — с рекой. И когда я перебрала все наши архитектурные пейзажи, оказалось вдруг, что самые выдающиеся памятники тоже связаны с нашей рекой, хотя и работали мы над разными темами факультативного курса «История русской архитектуры в памятниках Москвы».
Начав рисовать карту реки, узнали, что истоки ее под Можайском, в древнем гербе которого—тоже Георгий Победоносец, как и в гербе Москвы. На карте реки и ее притоков расставили известные нам памятники архитектуры: в Больших Вяземах, Звенигороде, Архангельском, а также Ново-Иерусалимский монастырь на Истре, Спасскую церковь в Уборах, а в черте Москвы — храм в селе Троице-Лыково, церковь Троицы в селе Хорошево, церковь Покрова в Филях, Ново-Девичий монастырь, храм на Воробьевых горах, Кремль, Зарядье, Таганскую слободу, Спасский, Андроников, Симонов монастыри, Крутицкое подворье, наконец, Коломенское. Этот перечень — наши маршруты многих лет, теперь же все они объединились в цикл занятий «По берегам Москвы-реки». Мы еще плохо знаем путь реки от города до впадения в Оку, где она выстроила свой последний город Коломну, связанный с нашим Коломенским не только названием, но и событиями трудной судьбы народа. Все эти места нам еще предстоит увидеть...
Помните, как в Крутицах, было создано нами пятиметровое коллективное панно «Вдоль да по реченьке, вдоль да по Москве-реке»? Москва-река и есть та колыбель, которая взлелеяла всех нас. Наша река жизни, сохранившая в своем лоне наш город, наш край, народ, его высокую духовность.
Свидетельство тому — прекрасные памятники архитектуры по ее берегам. Они бережно занесены в альбом Мити А.
«Когда-то,— вспоминаю я, — мы узнали, что своим главным фасадом Кремль обращен к воде, чтобы открываться для обзора гостям, приплывавшим в Москву по реке, давшей имя и городу — река ведь древнее».
И мы пришли к выводу, что нужно рассматривать все памятники по Москве-реке панорамно, с другого берега. И поведет нас, я верю, эта голубая дорога, в общем потоке времени, возвращая в русло истории и наполняя «живой водой» свежих впечатлений семейные альбомы.
Дневниковые записи, рисунки в альбомах моих «первопроходцев» всегда радовали системностью, яркостью впечатлений, помогали представить последовательность тем, определивших собирание материалов, из которых составился общий план. Удачи вам, мои дорогие путешественники, терпения в преодолении трудного начала и большой радости!