ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ПАМЯТНИКАХ МОСКВЫ

У нашего родного города — Москвы — богатая история, и нам есть, чем гордиться и что показывать заезжим гостям. Для того, чтобы научить детей свободно представлять план города с основными памятниками архитектуры, в нашем Клубе юных москвичей каждому из его участников был роздан отпечатанный на ксероксе свод памятников в виде таблиц с графическими их изображениями и подписями, которые надо было наклеить на спичечные коробки или на картонки с булавкой, а затем расставлять на карте Москвы и проводить с ними игры на узнавание того или иного памятника или на определение его отличительных признаков, связанных с архитектурным стилем и особенностями конструкции.

Этот свод памятников, определяя объем содержания системного курса, позволяет не только вспомнить увиденное, но и взять на заметку то, что стоит посмотреть, путешествуя по Москве. А еще он неожиданно наталкивает на сравнение памятников, созданных в одно и то же (век, год) или разное время;

разворачивает картину застройки Москвы в различные ее исторические периоды; позволяет увидеть не только смену стилей, но и удивиться тому творческому диалогу, который на практике длился между архитекторами; показывает мастерство каждого из них в развитии его творческой индивидуальности, да и еще рождает много размышлений, ассоциаций, выводов.

Главным же становится желание побольше узнать о них, необходимость «прописать» памятники Москвы в истории русской архитектуры, архитектуры мира. именно идея обобщить увиденное в прогулках по Москве в процессе моей педагогической практики натолкнула .меня на мысль о факультативном курсе бесед и практических занятий у памятников архитектуры. Москвы под названием «История русской архитектуры в памятниках Москвы».

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ МОСКВЫ. СВОД ПАМЯТНИКОВ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Памятники искусства первобытного мира на территории России. (Приложение 2)
  1. Интерьеры Каповой пещеры на Урале.
  2. Захоронение времен палеолита в овраге Сунгирь около Владимира.
  3. Святилище из бивней мамонта около Воронежа.
  4. Святилище на озере Онего, около села Шишкино.
  5. Дольмены.
Архитектура древних славян. Середина 1-го тыс. н.э. (Приложение 3)
  1. Землянки, полуземлянки.
  2. Срубные постройки лесной полосы.
  3. Насыпные курганы вятичей в Подмосковье.
  4. Храмы, святилища, капища.
Русское народное деревянное зодчество. (Приложение 4)
  1. Русская изба, хозяйственные постройки.
  2. Терем, дворец,храм.
Каменная архитектура Древней Руси домонгольского периода. (Приложение 5)
  1. Памятники архитектуры в Древнем Киеве, Новгороде, Пскове. Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском.
  2. Успенский собор во Владимире.
  3. Церковь Покрова Богородицы на Нерли.
  4. Рождественский собор в Суздале.
Памятники древнерусской архитектуры Х1У-ХУ11 вв. в Москве. (Приложение 6)
  1. Памятники архитектуры Московского Кремля
  2. Церковь Рождества Богородицы (застроенная церковь Воскрешения Лазаря) (1393 г.).
  3. Успенский собор (1479 г.).
  4. Благовещенский собор (1489 г.).
  5. Церковь Ризположения (1485 г.).
  6. Грановитая палата (1491 г.).
  7. Архангельский собор (1509 г.).
  8. Колокольня Ивана Великого (1508 г.).
  9. Башни Кремля (XV в.). Шатровые покрытия (XVII в.). Теремной дворец (1637 г.).
  10. Собор Двенадцати апостолов (1655 г.).
  11. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1427 г.).
  12. Трапезная Спасо-Андроникова монастыря (1504 г.).
  13. Церковь Трифона в Напрудном (1492(?)г.).
  14. Церковь Зачатия Анны, «что в углу» (середина XVI в.).
  15. Церковь Антипия, что на Колымажном дворе (XVI в.).
  16. Собор Рождественского монастыря (1505 г.).
  17. Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.).
  18. Церковь-колокольня Святого Георгия в Коломенском (XVI в.).
  19. Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове (до 1554 г.).
  20. Собор Василия Блаженного (1561 г.).
  21. Церковь Троицы в Хорошеве (1598 г.).
  22. Церковь Никиты, «что за Яузой» (ХУ1-ХУИ вв.).
  23. Смоленский собор Ново-Девичьего монастыря (1525 г.).
  24. Английский посольский двор в Московском Зарядье (XVI в.).
  25. Старый собор Донского монастыря (1593 г.).
  26. Церковь Троицы в Никитниках (1653 г.).
  27. Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.).
  28. Церковь Николы в Пыжах (1670 г.).
  29. Церковь Николы на Берсеневке (1656 г.).
  30. Палаты Аверкия Кириллова (1657 г.).
  31. Церковь Симеона Столпника (XVII в.).
  32. Церковь Успения в Гончарах (1654 г.).
  33. Церковь Николы в Хамовниках (1682 г.).
  34. Церковь Покрова в Медведкове (1627 г.).
  35. Церковь Святого Георгия в Ендове (1653 г.).
  36. Башни, стены, «новый» собор Донского монастыря (XVII в.).
  37. Высоко-Петровский монастырь (XVII в.).
  38. Ново-Девичий монастырь (ХУ1-ХУИ вв.).
  39. Ново-Спасский монастырь (XVII в.).
  40. Палаты боярина Волкова (XVII в.).
  41. Палаты боярина Троекурова (XVII в.).
  42. Тихвинская церковь в Алексеевском (1680 г.).
  43. Церковь Покрова в Филях (1693 г.).
  44. Собор Богоявленского монастыря (1696 г.).
  45. Надвратная церковь Нерукотворного Спаса Зачатьевского монастыря (1696 г.).
  46. Церковь Знамения на ШеремеТьевом дворе (1704 г.).
  47. Государев двор, собор Покрова в Измайлове (1679 г.).
  48. Крутицкое подворье (XVII в.).
  49. Монетный двор (XVII в.).
  50. Церковь Воскресения в Кадашах (1713 г.).
  51. Троицкая церковь в Останкине (1688 г.).
  52. Церковь Михаила Архангела в Тропареве (1693 г.).
  53. Церковь Петра и Павла, «что на Яузе» (1700 г.).
  54. Церковь Святой Троицы в Троице-Лыкове (1698-1704 гг.).
Памятники русской архитектуры XVIII — первой трети XIX в. (Приложение 7)
  1. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) (1707 г.). Архитектор И. Зарудный.
  2. Церковь Петра и Павла на Новой Басманной. Ограда (XVIII в.).
  3. Церковь Ивана Воина на Якиманке (1713 г.).
  4. Надвратная церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря (1714 г.).
  5. Лефортовский (Меншиковский) дворец на Яузе (1697—1699; 1708 гг.). Архитекторы Д. Аксамитов и Д.-М. Фонтана.
  6. Арсенал (1702—1736 гг.).
  7. Церковь Климента Папы Римского на Пятницкой (1754—1774 гг.).
  8. Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1751 г.). Архитектор
  9. Д. Ухтомский(?).
  10. Церковь Николы в Подкопае (XVII—XVIII вв.). Колокольня (1750 г.). Колокольня Знаменского монастыря (1784—1789 гг.).
  11. Церковь Николы в Звонарях (1781 г.). Архитектор К. Бланк.
  12. Церковь Ризположения на Донской (1701 г.).
  13. Дом Апраксина на Покровке (1766 г.).
  14. Сенат в Кремле (1788 г.). Архитектор М. Казаков.
  15. Екатерининский (Головинский) дворец (вторая половина XVIII в.). Шереметевский странноприимный дом (1807 г.). Архитекторы Е. Назаров и Д. Кваренги.
  16. Старый гостиный двор (1790—1805 гг.). Архитекторы Д. Кваренги и
  17. М. Казаков.
  18. Церковь Великомученицы Варвары (1795—1804 гг.).
  19. Голицынская больница (1801 г.). Архитектор М. Казаков.
  20. Первый Военный госпиталь (1802 г.). Архитектор И. Еготов.
  21. Дом Благородного собрания. Колонный зал (1786 г.). Архитектор
  22. М. Казаков.
  23. Дом Пашкова (1786 г.). Архитектор В. Баженов.
  24. Дом Куракина на Новой Басманной (конец XVIII в.).
  25. Дом Гагариных у Петровских ворот (1790 г.). Архитекторы М. Казаков(?) и О. Бове.
  26. Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1803 г.). Архитектор М. Казаков. Церковь Филиппа Митрополита на 2-й Мещанской (ныне ул. Гиляровского) (1777—1788 гг.). Архитектор М. Казаков.
  27. Дом Демидовых в Б. Толмачевском переулке (1780-е гг.).
  28. Кусково. Дворец (1769—1777 гг.). Архитекторы Ф. Аргунов и А. Миронов. Царицыно. Дворец (1787—1793 гг.). Архитектор М. Казаков.
  29. Царицыно. Ворота «Хлебного дома» (1784 г.). Архитектор В. Баженов. Петровский путевой дворец (1782 г.). Архитектор М. Казаков.
  30. Останкино. Дворец (1791—1798 гг.).
  31. Братцево. Главный дом (конец XVIII в.). Архитектор А. Воронихин.
  32. Усадьба «Нескучное». Александрийский дворец (1830-е гг.). Архитекторы Иест и Е. Тюрин.
  33. Кузьминки. Музыкальный павильон Конного двора со скульптурами работы П. Клодта.(1793; 1819 гг.). Архитекторы Р. Казаков и Д. Жилярди. Московский университет (1786—1793; 1817—1819 гг.). Архитекторы М. Казаков, Д. Жилярди, А. Григорьев.
  34. Университетская церковь (1833—1836 гг.). Архитектор Е. Тюрин.
  35. Манеж (1817—1825 гг.). Архитекторы А. Бетанкур, Л. Карбонье, О. Бове. Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне на Можайском ш.) (1827—1834 гг.).Архитекторы О. Бове и И. Витали.
  36. Вдовий дом (1809—1811 гг.). Архитекторы И. Жилярди и Д. Жилярди. Дом Английского клуба (1780 г.; начало XIX в.). Архитектор А. Менелас. Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот (1820-е гг.). Архитектор А. Григорьев.
  37. Церковь Троицы в Вишняках (1824—1826 гг.). Архитектор А. Григорьев. Церковь Николы в Котельниках (1822 г.). Архитектор О. Бове.
  38. Церковь Богоматери Всех Скорбящих Радости на Б. Ордынке (1828—1833 гг.). Архитектор О. Бове.
  39. Церковь Богоявления в Елохове (1837—1845 гг.). Архитектор Е. Тюрин. Дом Луниных на Никитском бульваре (1818—1823 гг.). Архитектор Д. Жилярди.
  40. Жилой дом в М. Власьевском переулке (ныне ул. Танеевых) (1816 г.). Дом Хрущевых (Селезневых) на Пречистенке (1814 г.). Архитектор А. Григорьев.
  41. Дом Гагарина на Поварской (1820 г.). Архитектор Д. Жилярди.
  42. Дом Лопухиных (Станицкой) (1817—1822 гг.). Архитектор А. Григорьев. Усадьба Усачевых (Найденовых) (1829—1831 гг.). Архитекторы Д. Жилярди, А. Григорьев.
  43. Большой театр (1821-1824 гг.). Архитекторы О. Бове и А. Михайлов.
  44. Памятники русской архитектуры конца XIX — начала XX вв.
  45. Большой Кремлевский Дворец (1838—1849 гг.). Архитектор К. Тон. Оружейная палата в Московском Кремле (1844—1851 гг.). Архитектор
  46. К. Тон.
  47. Купеческая биржа на Биржевой площади (1836—1839 гг.). Архитектор
  48. М. Быковский. Перестроена А. Каминским (1873—1875 гг.).
  49. Исторический музей (1874—1883 гг.). Архитектор В. Шервуд.
  50. Средние торговые ряды (1891—1893 гг.). Архитектор Р. Клейн.
  51. Пассаж на Петровке (1903 г.). Архитекторы С. Калугин, Б. Фрейденберг. Московская городская дума на Воскресенской площади (1890—1892 гг.). Архитектор Д. Чичагов.
  52. Третьяковский проезд (1870—1871 гг.). Архитектор А. Каминский. Политехнический музей на Лубянской площади (1875—1877 гг.). Архитекторы И. Монигетти, Н. Шохин.
  53. Театр Корша (филиал МХАТа) в Петровском переулке (ныне ул. Москвина) (1884— 1885 гг.). Архитектор М. ,Чичагов.
  54. Миндавский (Рижский) вокзал у Крестовской заставы (1899 г.). Архитектор Ю. Дитрих.
  55. Особняк Н. Игумнова на Большой Якиманке (1892 г.). Архитектор
  56. Н. Поздеев.
  57. Международный торговый банк на Кузнецком мосту (1898 г.). Архитектор С. Эйбушитц.
  58. Государственный банк на Неглинной (1893—1895 гг.). Архитектор
  59. К. Быковский.
  60. Особняк на Пятницкой улице (конец XIX в.).
  61. Особняк А. Морозова на Воздвиженке (1894—1898 гг.). Архитектор
  62. В. Мазырин.
  63. Дом В. Васнецова в Троицком переулке (ныне пер. Васнецова) (1892 г.). Архитектор В. Васнецов.
  64. Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке (1900—1905 гг.). Архитектор В. Васнецов.
  65. Ярославский вокзал на Каланчевской площади (1902—1904 гг.). Архитектор Ф. Шехтель.
  66. Доходный дом Перцова в Соймоновском переулке (1905-1907гг.). Архитектор С. Малютин.
  67. Доходный дом церкви Троицы «на Грязех» на Чистопрудном бульваре (1900-е гг.). Архитектор С. Вашков.
  68. Церковь Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке (1908—1912 гг.). Архитектор А. Щусев.
  69. Казанский вокзал на Каланчевской площади (1913—1926 гг.). Архитектор А. Щусев.
  70. Особняк Рябушинского (Музей-квартира М. Горького) на Малой Никитской (1900 г.). Архитектор Ф. Шехтель.
  71. Московский художественный театр (1902 г.). Архитектор Ф. Шехтель. Горельеф «Волна» работы А. Голубкиной.
  72. Гостиница «Метрополь» в Театральном проезде (1899—1903 гг.). Архитектор В. Валькот.
  73. Банк Рябушинского на Биржевой площади (1904 г.). Архитектор
  74. Ф. Шехтель.
  75. Верхний этаж надстроен по проекту И. Кузнецова в 1908 г.
  76. Типография «Утро России» в Страстном проезде (1907 г.). Архитектор
  77. Ф. Шехтель.
  78. Дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке (1909 г.).Архитектор Ф. Шехтель.
  79. Почтамт на Мясницкой улице (1910-е гг.). Архитекторы
  80. В. Л. и А. Веснины, О. Мунц, Л. Новиков.
  81. Универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» на Петровке (1908—1910 гг.). Архитектор Р. Клейн.
  82. Брянский (Киевский) вокзал (1912—1917 гг.). Архитекторы И. Рерберг,
  83. В. Олтаржевский, инженер В. Шухов.

СТРАНИЦЫ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА

И все-таки, как трудно вырвать взрослых из заколдованного круга бытовой суеты, из состояния постоянной торопливости, когда невозможно найти время не только для игры с ребенком, но и для прогулок с ним, хотя бы раз в месяц по тематике нашего факультативного курса «История русской архитектуры в памятниках Москвы». И все же я знаю семьи, где этот труд уже принес свои «воздаянья»... И уже от молодых родителей слышала, что к появлению внуков они будут готовы гулять с ними по Москве, а начатые сейчас с детьми семейные альбомы обязательно продолжат... Я понимаю вечно спешащих родителей, не осуждаю их, пытаюсь учительскими хитростями втянуть в наши игры, тем более, что и сама несу ответственность за нашу школу, которая обездолила не одно поколение, начисто умертвив живое чувство, способность к яркому восприятию природы, искусства, души человека...

Чтобы обогатить «насмотренность» детей и родителей, расширить их представления о русской и зарубежной архитектуре, я предлагаю им, кроме прогулок, собирать картинки из журналов, газет, открытки, фотографии, наброски. Не просто собирать, но и систематизировать их, раскладывая по конвертам, приклеенным в альбоме — обычно по четыре на развороте — и объединенным темой-заголовком. Содержание этих тем конкретизируется в подписях под конвертами.

Наш клубный альбом на титульном листе имеет знак, рожденный самой картографией города и ставший гербом Клуба юных москвичей. Далее — первая тема, очень нужная нашим участникам, — «Виды искусства». В конвертах с подписями «Музыка», «Литература», «Изобразительное искусство», «Искусство, синтезирующее разные виды (песни, кино, цирк, особенно наглядно— мультфильмы)» должны накапливаться открытки, записи о том, какие виды искусства в доме любят и знают лучше. На следующем развороте (а в случае хорошей подготовленности и на первом) собирается наглядный материал, представляющий виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и архитектура). На развороте «Об искусстве архитектуры» со временем разместятся интересные высказывания об архитектуре, яркие впечатления от встречи с ее памятниками, затем и планы:

«Как смотреть памятники искусства архитектуры», «Основные периоды развития русской и зарубежной архитектуры».

Собирание материалов о памятниках зарубежной архитектуры определяет розданный всем перечень контрольных памятников, представляющих основные периоды развития и стили. Эта страница, как затем и многие другие (чаще всего тематические перечни памятников), составят «Приложение» к альбому, которое поначалу разместится в конце его, а в счастливых случаях увлечения темой потребует специальную папку. Зато ко времени начала знакомства с зарубежной архитектурой собранный и «насмотренный» материал позволит детям без труда раскладывать открытки по принципу русская - зарубежная, древняя -современная...

Только после этого «введения в теорию и историю искусства архитектуры» мы начнем заниматься архитектурой отечественной, московской в частности. Русскую архитектуру начнем собирать-рассматривать, конечно же, с деревянного зодчества, славного и самобытного творчества русских мастеров-древоделов богатой лесами земли...

Первый разворот — словарь в картинках — вместе с набором новых слов позволит усвоить буквально за минуты конструктивные особенности памятников: их основания, покрытия, вязки бревен, декоративное убранство; научит видеть особенности каждой конструкции, говорить о ней языком профессиональных терминов. На следующем развороте — рисованная от руки карта русского Севера, на которой следует разместить знаменитые заповедники: Кижи, Музей деревянного зодчества в Карелах под Архангельском, в Новгороде, а также музеи в Костроме, Нижнем Новгороде, в Суздале, в Коломенском, на Истре... Список этот продолжат авторы альбома, для которых тема станет частью летних поездок, собирания материалов... В одном из конвертов этого разворота разместится подборка о деревянной архитектуре народов не только России, но и других стран.

Несмотря на все утраты, мы еще можем назвать наш город музеем. Из сохранившихся памятников русской архитектуры можно составить ряд, представляющий семь столетий ее развития. И, однажды научив руку рисовать карту-схему Москвы — «три кольца, синюю птицу реки», мы будем расставлять на ней памятники от XIV в., рисуя каждое столетие своим цветом, выявляя даже в схеме конструктивные особенности памятников. Рука же и глаза сами запомнят их, помогут потом раскладывать открытки, фотографии, рисунки. И позовут они, свидетели нашей древней истории, к встрече с этими храмами, выстроенными «по образу и подобию природы», по законам ее гармонии...

Памятникам Московского Кремля — особое место, как и монастырям Москвы, еще и потому, что каждый из этих ансамблей строился веками и несет теперь нам память об искусстве многих столетий. Смотреть такие ансамбли лучше после того, как запишем хотя бы названия основных стилей и периодов развития русской архитектуры. Этому и будет посвящен наш следующий разворот, где под конвертами напишем: «Х—ХУП вв. — архитектура Древней Руси»; «Конец XVII в. — нарышкинское барокко»; «XVIII в. — классицизм»; «XIX в. — ампир, модерн».

Это хронологическое и стилистическое расчленение десяти столетий в развитии искусства архитектуры России отражает и деление на периоды всех видов отечественного искусства. Только конец XVII в. отделяется от периода Древней Руси, да конец XIX — начало XX вв. рассматривается как период, хотя и не такой длительный, но стилистически ярко самобытный.

Очень важно научить детей видеть участие в создании архитектурного образа других видов искусств. И мы наполняем конверт с темой «Виды монументальной живописи» (фреска, мозаика, витраж). Пристальное знакомство только с одним памятником, как вы помните — церковью Троицы в Никитниках, позволяет рассмотреть живущие в своей естественной среде работы мастеров иконописи, стенописи, изразечного дела, художественной обработки металла (кузнечная поковка, литье, насечки, просечное железо), резчиков по дереву, камню, чье мастерство связано с народным искусством. Согласитесь, один разворот в альбоме — и целая академия! И это не только знания, не только уважительное отношение к мастерам, их таланту, но прежде всего — школа для глаз (которые, как известно, видят то, что знают), удивительно развивающая наблюдательность и зоркость детей, обычно повседневно и привычно слепо проходящих мимо многого, что могло бы обогатить, позвать к творческому труду... Так, в нашем конкретном примере, стараясь соединить увиденное в памятнике XVII в. церкви Троицы в Никитниках с нашей повседневностью, подписываем под одним из конвертов: «Декоративно-прикладное искусство в современной архитектуре». В Московском метрополитене, например.

Путь обозначен, собирание начато... Зрительно утверждая стилеобразующее значение архитектуры — «матери всех искусств», — посвятим следующий разворот альбома теме «Архитектурные орнаменты», которые собраны по названным выше стилям русской архитектуры. А другой разворот, как бы осуществляя принцип повторения на новом материале, будет называться перефразированной пушкинской строкой «Москвы "оград узор чугунный"...».

Русские изразцы, декоративное убранство архитектуры XVII в., встретившиеся нам в церкви Троицы в Никитниках, определят наш маршрут (и, соответственно, разворот в альбоме)^по Москве к работам мастера Степана Иванова, прозванного «Полубесом», и наполнят конверты набросками знаменитого узора «павлинье око», поведут моих путешественников от церкви Успения в Гончарах, Крутицкого подворья, церкви Григория Неокесари и ского на Полянке/к собору в Измайлове, в Ново-Иерусалимский монастырь, монастырь Иосифо-Волоколамский...

И опять рисованная карта, и опять подпись под конвертом: «Керамическое убранство в современной архитектуре». Не проходите мимо! Может быть, и панно Врубеля заметите сами... Может быть...

А «Приложение» к альбому пополнится еще одним материалом, название которого повторит тему альбома: «История русской архитектуры в памятниках Москвы». На горизонтально расположенных машинописных страницах разместится свод памятников нашего Северо-Западного округа с указанием эпохи, стиля, имени зодчего, места расположения и даже маршрута, по которому можно проехать к памятнику. Этот второй перечень приложения, как и первый контрольный лист с обозначением памятников зарубежной архитектуры по периодам и стилям, я тоже прошу родителей прочесть весь сразу и отметить памятники, которые дети уже видели. Так у нас в «Приложении» множатся маршруты, помогающие освоению искусства архитектуры мира.

Митя А., мой дорогой Митя, мучился не один год, оттого что родители не нашли времени помочь мальчику сделать заголовки в альбоме. Мучился, но с клубом не расстался. А когда пошел в первый класс, начал подписывать альбом печатными буквами, затем научился пользоваться трафаретом, нередко брал «в плен» друзей родителей, приходивших в гости. Митя раньше всех ребят освоил шрифт и стал в школе весьма уважаемым редактором стенгазеты...

Теперь я с этим мальчиком прохожу новые пути-дороги. В его альбоме появился разворот «Памятники нарышкинского (московского) барокко». Каждое лето Митя гостит у дедушки на даче под Звенигородом. Видел Большие Вяземы, Спасо-Сторожевский монастырь, памятники в музее Архангельское, Спасскую церковь в Уборах. С этой красавицы, тихо и торжественно отражающейся в Москве-реке, мы и начали маршрут, который повел нас в село Троице-Лыково, в Ново-Девичий, Андроников монастыри. И первую персональную тему о зодчем нарышкинского барокко, крепостном Якове Бухвостове, начали тоже.

Когда я подарила мальчику фотографию собора Я. Бухвостова, снятую в Рязани, поняла, что пришло время рисовать с ним карту «Городов Древней Руси»: все двенадцать застав на Земляном валу московского Скородома, от которых начинаются дороги к ним. Теперь Митя безошибочно помнит, в какой стороне от Москвы расположены Киев, Новгород, Псков, Суздаль, Владимир, Тверь, Рязань... Потом этой темой займутся в клубе все. Размещение застав на рисованной от руки карте Москвы необычайно полезно для запоминания схемы города, где основные дороги от Кремля и стали главными улицами-магистралями (например Тверская). И надеюсь, поведут эти не очень умело нарисованные пути-дороги детей по земле нашей, чтобы познакомиться, наконец, со своим родным, но таким забытым домом...

В альбоме Мити представлена тема «Московская архитектура времен Бориса Годунова». Имя царя мальчик несколько лет назад выписывал буквами полуустава, когда рисовал «Ивана Великого». В стенописи церкви Ризположения мальчик видел царевича Дмитрия, слышал о кровавой его истории. На лучшей композиции нашего цикла «Московский Кремль. Страницы истории» между устрашающе огромной, тускло-золотой главой колокольни с именем царя Бориса и трогательно-прозрачной церковью возносится в космическое пространство тоненький царевич в нежно-голубом одеянии с золотистым сиянием нимба...

В дни юбилея Мусоргского привлекла внимание мальчика опера-фильм «Борис Годунов», добавила впечатлений и знаний телеэкскурсия в Ново-Девичий монастырь. Митя из наших прогулок по Москве запомнил место на северо-западе города на крутом берегу Москвы-реки, где сохранившаяся церковь Святой Троицы XVI в. переглядывается со своей младшей сестрой-красавицей в селе Троице-Лыково, в месте расположения прежде села Хорошево, вотчины Годунова.

В нашем с Митей маршруте органично сплетаются страницы истории с каменной летописью города... И все это в альбом, на долгую память.

Так мы с Митей стали первопроходцами... Но это не означает, что все другие обязательно должны идти той же дорогой. Нет, у каждой семьи — свой путь. Наши программы в разделе «Прогулки по Москве» и тематический план курса «История русской архитектуры в памятниках Москвы» помогают выбрать направление и сформировать свой семейный план на два-три года...

Есть еще один смысл ведения семейных альбомов, обращенных в основном к искусству, к развитию эстетического, окрашенного переживанием, восприятия его произведений, и прежде всего памятников архитектуры. Они с неизбежностью, и это замечено уже не раз, приводят к необходимости связать их с событиями истории, ее выдающимися деятелями. Рождается потребность в системных исторических знаниях, стремление вернуть себя в русло истории — не тысячелетней даже, а значительно более древней; рождается потребность ощутить себя, свой народ, родную землю едиными носителями нашего этоса — духа.

Для некоторых участников Клуба юных москвичей эта работа над семейным альбомом может определить круг чтения, иногда и выбор будущей профессии...

За время существования Клуба юных москвичей менялся состав, многие дети уходили в художественную школу, школу искусств. Теперь, перебирая коллекцию детских рисунков, исследований, альбомов, вижу, что все эти годы мы совершали движение по спирали: наши программы, вобрав в себя опыт нескольких десятилетий, стали продолжением, развитием темы «Моя Москвеи—мой край родной.

С ребятами из Клуба юных москвичей мы постоянно гуляем по берегам реки. (Вспомните описание «Прогулок по Москве северо-западной».) Берег реки, как вы догадались, давно уже стал для нас второй мастерской. Поэтому все серии пейзажей не случайно — с рекой. И когда я перебрала все наши архитектурные пейзажи, оказалось вдруг, что самые выдающиеся памятники тоже связаны с нашей рекой, хотя и работали мы над разными темами факультативного курса «История русской архитектуры в памятниках Москвы».

Начав рисовать карту реки, узнали, что истоки ее под Можайском, в древнем гербе которого—тоже Георгий Победоносец, как и в гербе Москвы. На карте реки и ее притоков расставили известные нам памятники архитектуры: в Больших Вяземах, Звенигороде, Архангельском, а также Ново-Иерусалимский монастырь на Истре, Спасскую церковь в Уборах, а в черте Москвы — храм в селе Троице-Лыково, церковь Троицы в селе Хорошево, церковь Покрова в Филях, Ново-Девичий монастырь, храм на Воробьевых горах, Кремль, Зарядье, Таганскую слободу, Спасский, Андроников, Симонов монастыри, Крутицкое подворье, наконец, Коломенское. Этот перечень — наши маршруты многих лет, теперь же все они объединились в цикл занятий «По берегам Москвы-реки». Мы еще плохо знаем путь реки от города до впадения в Оку, где она выстроила свой последний город Коломну, связанный с нашим Коломенским не только названием, но и событиями трудной судьбы народа. Все эти места нам еще предстоит увидеть...

Помните, как в Крутицах, было создано нами пятиметровое коллективное панно «Вдоль да по реченьке, вдоль да по Москве-реке»? Москва-река и есть та колыбель, которая взлелеяла всех нас. Наша река жизни, сохранившая в своем лоне наш город, наш край, народ, его высокую духовность.

Свидетельство тому — прекрасные памятники архитектуры по ее берегам. Они бережно занесены в альбом Мити А.

«Когда-то,— вспоминаю я, — мы узнали, что своим главным фасадом Кремль обращен к воде, чтобы открываться для обзора гостям, приплывавшим в Москву по реке, давшей имя и городу — река ведь древнее».

И мы пришли к выводу, что нужно рассматривать все памятники по Москве-реке панорамно, с другого берега. И поведет нас, я верю, эта голубая дорога, в общем потоке времени, возвращая в русло истории и наполняя «живой водой» свежих впечатлений семейные альбомы.

Дневниковые записи, рисунки в альбомах моих «первопроходцев» всегда радовали системностью, яркостью впечатлений, помогали представить последовательность тем, определивших собирание материалов, из которых составился общий план. Удачи вам, мои дорогие путешественники, терпения в преодолении трудного начала и большой радости!

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ПАМЯТНИКАХ МОСКВЫ».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АЛЬБОМА


Перепишите на последнюю страницу альбома план, проставьте страницы разворотов.
Тема альбома, эмблема Клуба Юных Москвичей, состав творческой группы. Москва —
родной город семьи.
Виды искусства. Какие виды искусства в семье знают и любят. Виды изобразительного искусства. Живопись. Графика. Скульптура. Любимые в семье мастера и произведения. Декоративно-прикладное искусство. Народное и профессиональное.
Архитектура. Интересные высказывания об искусстве архитектуры.
Выдающиеся памятники архитектуры мира. Коллекция открыток.
Древнейшие памятники архитектуры мира.
Основные периоды истории русской архитектуры.
Древнейшие памятники архитектуры в нашей стране.
Памятники искусства древних славян. Конспект с набросками.
Выдающиеся памятники русского народного зодчества.
Выдающиеся памятники русской архитектуры домонгольского периода (Киев, Древний
Новгород, Псков, Переславль-Залесский, Владимир, Суздаль). Основные периоды в истории архитектуры Москвы. Памятники деревянного зодчества в музее Коломенское. Словарь в картинках: русское народное деревянное зодчество. Макрокосм в микрокосме крестьянской избы. Деревянное зодчество— предыстория архитектуры Древней Руси. Храмовая архитектура Руси. Словарь в картинках. Выдающиеся памятники древней московской архитектуры. План самостоятельного рассматривания. Декоративное убранство памятников московской архитектуры: резное дерево, камень, металл, изразцы, стенопись.
Церковь Троицы в Никитниках — выдающийся памятник архитектуры XVII в. Декоративное убранство, Система стенописи. Библейские сюжеты. Древние соборы и башни Московского Кремля. Крестово-купольные храмы раннемосковской архитектуры XV—XVI вв. Бесстолпные храмы Москвы XV—XVI вв.
Шатровые, столпообразные, «огненные», многоглавые храмы Москвы XVI—XVII вв. Памятники нарышкинского (московского) барокко в Москве. Крепостной зодчий Яков Бухвостов. Памятники гражданской архитектуры Древней Руси. Архитектура петровской поры в Москве. Памятники пышного барокко.
Классицизм. Творчество Казакова и Баженова в Москве. Ампир — поздний классицизм — в Москве. Крепостной зодчий Афанасий Григорьев. Архитектор Андрей Воронихин.
Выдающиеся зодчие и памятники архитектуры в Петербурге.
Памятники архитектуры конца XIX— начала XX вв. в Москве. Эклектика. Модерн. Основные тенденции и памятники архитектуры 20—80-х гг.

ТЕМА ТИЧЕСКИЕ «ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ»


  1. По берегам Москвы-реки.
  2. Архитектурный ансамбль Московского Кремля.
  3. Московские монастыри —древние сторожи столицы.
  4. Памяти преподобного Сергия Радонежского.
  5. Маршрутами мастера ценинныхдел Степана Полубеса (Иванова).
  6. Москвы «оград узор чугунный».
  7. Московское Зарядье.
  8. Усадьбы классицизма в Москве и Подмосковье.
  9. Пречистенка—архитектурный музей Москвы.
  10. Архитектурные прогулки к праздникам святого Георгия; Николы Чудотворца; Святой Троицы; Рождества, Покрова, Успения Пресвятой Богородицы и др. Памятники архитектуры Северо-Западного округа Москвы.

Хостинг от uCoz