Детский центр традиционной Отечественной культуры
ГЭОМЦ СЗАО г. Москвы

К конкурсу
« Мой край, Моя Москва, Моя Россия»

«ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ МОСКВЫ И ДЕТИ»

Методические рекомендации по организации работы участников конкурса

МОСКВА 2002 г.

Предлагаемая система представляет собой разработку и экспериментальное осуществление ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ учреждений СЗАО г. Москвы, заинтересованных в работе с детьми и подростками по проблеме «Традиционная культура и дети» в системе дополнительного образования».

Основное методическое направление , определяющее содержание всех частей программы :«Художественно-нравственное воспитание и образование детей и подростков в общении с памятниками Отечественной истории и культуры».

Основная педагогическая концепция предлагаемой программы: «ОТ ВОСПИТАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГАРМО НИИ В ПРИРОДЕ, ИСКУССТВЕ К ГАРМОНИИ В ДУШЕ, ТВОРЧЕСТВЕ, ЖИЗНИ», осуществляется в системе, интегрирующей духовно-нравственное воспитание и художественное образование детей в процессе эстетического общения с Природой и Искусством родного края, искусством разных его видов, прежде всего архитектурой - «матерью всех искусств», в процессе творческой художественной деятельности детей, включающей и эмоциональное восприятие .


НАШ КРАЙ - САМЫЙ КРАСИВЫЙ!

В серебряном БОРУ

Мы живём на северо-западе Москвы. На карте нашего округа много голубого и зелёного, потому что через весь округ — от первой встречи с городом у пересечения Волоколамского шоссе с МКАД и до Мневников, где встарь ловили к государеву столу мней—налимов — раскинула свои ветви Древа Жизни красавица Москва-река, взлелеявшая наш город, давшая ему имя.

По берегам Москвы-реки много памятников архитектуры, достойно представляющих ее историю, много красивых мест. Но, пожалуй, самое красивое из них — Серебряный бор, объявленный постановлением Правительства Москвы "памятником природы".

Отсюда мы начнем наши "Прогулки по Москве", посвящённые юбилею города. Здесь история приоткроет свои древние страницы жизни "москвичей" каменного века, точнее новокаменного — неолита, известные археологам по раскопкам у моста в Строгино. Здесь нетрудно представить, как после освобождения от последнего ледника — произошло это почти 23 тысячи лет назад — теплел постепенно климат, сменялась растительность от тундры до смешанных лесов. И кто знает, может быть, сегодняшние великаны-долгожители кряжистые дубы, двухсотлетние сосны и есть потомки тех, которые помнят об этом...

От давних времён сохранились редкие цветущие растения, среди них ландыши, занесённые теперь в Красную книгу, хвощи, папоротники...

Менялся и животный мир на Земле, здесь обнаружены останки мамонтов, а в ещё более древних слоях — следы флоры и фауны древнего морского царства.

Если вам удастся приехать сюда троллейбусом с конечной остановкой "Берег Москвы-реки", вы сможете тоже увидеть, как прекрасен наш Мир в своём "неслиянном и нераздельном" единстве стихий Воды-Земли—Неба, а если к тому же случится это при ярком солнышке, то представится возможность поразмышлять и о единстве разных состояний материи: твердом, жидком, газообразном, плазменном...

Позже увиденные здесь Земля—Вода—Небо появятся в рисунках детей, помогая почувствовать вертикальное строение мира, осознанное уже строителями первых архитектурных сооружений — менгиров, дольменов, трилитов Стоунхенджа. С такой же композицией "по вертикали" встретимся мы, когда будем рассматривать русскую избу, как и многие другие памятники народного декоративно-прикладного искусства, созданные тоже "по образу и подобию Природы". Здесь, на берегу реки, за которым высятся взгорья, увенчанные дивным белокаменным храмом Святой Троицы, "лебединой песней" древнерусской архитектуры, смотрится красавица в воды Москвы-реки, плывут по округе её протяжные звоны, а мы вспоминаем слова Епифания Премудрого, сказанные об известной всем иконе: "...дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная людям рознь мира сего". Сложно богословское содержание этих слов, но так важно обрести победу над раздирающей мир рознью, даже и внутри каждого из нас, что мы особенно внимательно пытаемся понять, как удавалось нашим предкам так чувствовать единство стихий Природы и самих себя слитно с ней...

Ярким подтверждением способности связать воедино все три царства: подземное—земное—небесное, вдруг удивившей нас, как когда-то, наверное, наших предков, стал могучий, раскидистый дуб — двухсотлетний великан, царствующий над всей округой... И хотя мы готовили себя и детей к встрече с этим патриархом Серебряного бора, впечатления не укладывались в рамки обычных...

Когда-то мы рассматривали, рисовали и сочиняли стихи "по впечатлению". Вот они, эти впечатления "в слове", пережитые детьми одиннадцати лет из 5-го класса 722-й школы г. Москвы при погружении в мир полотен И. И. Шишкина.

К КАРТИНЕ "рожь"

Созревшая рожь колыхалась от ветра,
Дорога терялась во ржи...
Дремали на солнце, укрывшись ветвями,
Ленивые сосны вдали.
Миша Ларионов

К картине "Ель"

В дремучем лесу, притаившись, стоит
Большая косматая ель.
Слегка извиваясь, тропинка бежит,
Но редко кто ходит по ней.
Олег Юнаш

К картине "дубовая роща"

Дубовая роща звенит голосами
И шелестом нежной листвы.
Весёлое солнце в дубраве играет
И воды пруда золотит.
Володя Солтан

К КАРТИНЕ "среди ДОЛИНЫ РОВНЫЯ"

Посветлело, прояснилось.
Облака плывут, плывут...
И стоит он, чуть склонившись,
Великан, могучий дуб.
Старый, кряжистый, в морщинах,
Покореженный грозой,
Ветром, бурями, дождями,
Но не сломленный судьбой.
Боря Евсеев


ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ СЕВЕРО – ЗАПАДНОЙ МОСКВЫ И ДЕТИ

Если Вам случится, как и мне в своем округе , пригласить к участию в совместной работе по осуществлению задач конкурса «Мой край, моя Москва « заинтересованные организации, то хорошо бы сразу уточнить «задокументировать» их долевое участие, сроки выполнения взятых на себя обязательств, имена ответственных лиц, т. е. разработать модель взаимодействия участников общей работы.

И я готовлю документ, точнее пакет документов, который после согласования будет разослан участникам для утверждения с последующим включением в свой рабочий план.

На обложке - тема наших будущих общих усилий: « Памятники архитектуры северо - западной Москвы и дети».

Далее - приамбула , раскрывающая особенности предлагаемой организационной МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ , в том числе основное методическое содержание-направление и даже педагогическую концепцию её.

Затем - приглашение, обращенное к конкретным должностным лицам , распределение долевого участия в организации и обеспечении работы постоянного семинара для преподавателей по названной теме , потому что от профессиональной подготовки преподавателей зависит качество и успех планируемой работы.

Далее на двух листах перечисляются основные направления творческой работы участников семинара - будущих авторов статей для сборника «Из опыта дополнительного образования» по теме семинара , в содержании статей :ТЕОРИЯ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА.

На втором листе - план экспериментальной работы по теме семинара в системе дополнительного образования.

Очень непросто разработать методически, осуществить эффективно эту МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ на уровне города, района, округа, даже школы. Поэтому в « Приложении» приведу эти пять страниц своего решения для последующей корректировки соответственно другим конкретным условиям.



Руководителю Центра НХО филиала
МИПКРО
Неменскому Б.М.

Директору ГОМЭЦ СЗАО Шнурковой Л.П.
В методический центр УО СЗАО Аверкиевой Л.А.
Руководителю отдела по внешкольному дополнительному образованию СЗУО Ильиной М.Г.
Методисту ИЗО СЗУО
Мейстер Н.Г.
Зам. Су префекту м/р Щукино СЗАО Бурдиной Г. В.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Детский центр традиционной Отечественной культуры СЗАО приглашает Вас принять участие в организации и обеспечении работы постоянного научно-практического семинара «Художественно-нравственное воспитание и образование детей и подростков в общении с памятниками истории и культуры г. Москвы».

Программа 1-го курса семинара посвящена теме:

«Художественно-нравственное воспитание и образование детей в общении с памятниками архитектуры Северо-Западной Москвы».

В процессе занятий семинара участники прослушивают курсы лекций «Основы архитектурных знаний», «История русской архитектуры в памятниках Москвы». Работают над авторской программой занятий в школе, по результатам практической работы с детьми пишут рефераты для публикации в сборнике «Памятники Северо-Западной Москвы в истории московской и русской архитектуры», принимают участие в семинарах-концертах:

Российском - март - 98 и Международном - ноябрь - 98.

Участникам семинара, выполнившим учебный план, выдаются свидетельства о повышении квалификации.

Программа занятий и примерный план реферата прилагаются.

«Памятники Северо-Западной Москвы в истории русской архитектуры и дети»

Основные направления творческой работы участников семинара -авторов сборника статей «Из опыта работы по дополнительному образованию».

ТЕОРИЯ - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Основные темы:
  1. Архитектура и Природа. Истоки Гармонии.
  2. «Времена года». Пленер. Методические рекомендации.
  3. Архитектура и академический рисунок.
  4. Архитектура и академическая акварель.
  5. Архитектура и академическая живопись (темпера, масло).
  6. Архитектура и декоративное рисование.
  7. Архитектурный пейзаж. Основы композиции.
  8. Архитектура и ДПИ. Синтез искусств.
  9. Архитектура и монументальная живопись - (фреска-мозаика - витраж).
  10. Архитектура и техники детских работ (декоративное рисование, аппликации и коллаж, монотопия. акватушь, батик, процарапывание, выжигание, мозаика, витраж, тесто, керамика, бумажная пластика, макетирование и др.)
В содержании пособия:
Из истории развития, творчество выдающихся мастеров.
Система развивающих и обучающих упражнений.
Методические рекомендации.
К выставке творческих работ по теме «Учитель-и Ученики».
Статья - обобщение «Из опыта работы по художественно-нравственному воспитанию и образованию детей в общении с памятниками архитектуры Москвы».
Итоги года:
Защита и обсуждение итоговых работ, вручение
свидетельств о повышении квалификации в МИПКРО. Подготовка экспозиции и выступления на конкурсе "Мой край, моя Москва" в школе,округе, городе.


«Памятники архитектуры Северо-Западной Москвы и дети»
План экспериментальной работы по теме в системе дополнительного образования.
  1. Историко-краеведческий очерк о нашем округе: выборочный конспект по книге «СЗАО Москвы». М-1997 г. Работа с картой Москвы, округа.
Составление свода памятников архитектуры округа, значков с их изображением для игры: «Расставь на карте». «Наш край - самый красивый».
Очерк педагога о содержании прогулок по округу. Разработка маршрутов.
  1. Очерк с методическими рекомендациями «Как организовать работу по циклу «Основы архитектурных знаний»?
  2. Прогулки по Москве.
Очерк о первых встречах с памятниками архитектуры, первых впечатлениях, попытках прочесть их образное содержание, соотнести с литературными и музыкальными произведениями, соответствующими ' настроению, вызванному встречей.
  1. Методические рекомендации по выполнению первых набросков на пленере - графических и живописных. Серия работ: «От наброска к композиции». Рассматривание репродукций с картин мастеров «архитектурный пейзаж», фотографий по теме «Основы общей композиции". Выставка работ. Обсуждение, рецензирование.
  2. Колористическое воспитание и образование детей в общении с Природой. Как осуществить с детьми календарные наблюдения живой природы? Чем интересен цикл «Какого цвета осень?» (см. стр.). Составьте свой тематический план «Три цвета осени».
«Народные приметы осени» - коллективный альбом с текстами из месяцеслова, стихами, песнями, рисунками.
  1. Как подготовить детей к рисованию по теме «Праздники осеннего календаря» (крестьянское и религиозное содержание праздника, которому посвящен храм). В СЗАО: Успения. Рождества и Покрова пресвятой Богородицы.
  2. Как спланировать совместно с другими педагогами подготовку осеннего праздника?
  3. Смогут ли теперь дети сами вести архитектурную экскурсию?
  4. О значении памятников архитектуры в художественно-нравственном воспитании и образовании детей. Анализ годового цикла занятий.
  5. Авторская программа факультатива. Выставка «Учитель и ученики» по теме.


Между тем, наш семинар набирал силу. Постепенно формировался постоянный состав участников,среди которых - учителя по разным предметам, включая МХК,литературу,даже музыку. Формировались группы “ по интересам “. Тем более,что темы годовых циклов , таких как “Искусство первобытного мира и мифология”,”К золотому царству русского искусства”, “Узоры мира”, “Пушкинская Москва”, “Праздники народного календаря”, “По единым законам гармонии” , были интересны всем. Последняя же тема, названная вслед за авторами одноименной статьи , приведенной в Приложении - ,стала ключевой, позволила наполнить поиском этих “единых законов гармонии” рассматривание памятников всех видов искусств, явлений природы.
Следующим шагом, естественно развивающим прежние, стал семинар “В поисках гармонии”, который должен был определить основное направление нашего самоусовершенствования, как и каждого нашего педагогического вмешательства в мир ребенка, формирующего его личность , его судьбу. И независимо от того, КАК НАЗЫВАЛСЯ ПРЕДМЕТ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Для этого предстояло включить себя и детей в активный ПОИСК ГАРМОНИИ, чтобы её принципы стали определяющими в момент , когда возникнет необходимость принять решение, сделать свой выбор.
Поэтому первой частью программы семинара стала тема “ О КРАСОТЕ И ГАРМОНИИ”, тема для длительных размышлений, собирания материалов из книг, альбомов, статей , фильмов и других источников с тем , чтобы подготовить себя и детей к сотворчеству в решении следующей части семинара “ В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ”, когда от учителя потребуется вместе с совершенствованием своего аппарата восприятия гармонии в природе, искусстве, жизни, постоянно искать формы гармонического посредничества между искусством, природой и детьми в своей конкретной практике, совершенствовать и свои профессиональные навыки, помогающие выявлению и оценке гармоничных начал в творчестве и поведении детей.
И курсовые работы участников семинара,их исследования, разрабатывающие методику осуществления в практической работе с детьми этого направления могут быть выполнены на материале работы с разными видами искусства, хотя в этом году мы предпочтем ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРЫ ,которое чаще всего остается за рамками программ, готовящих учителей.
Итак, темы для длительных размышлений, собирания материалов.

О КРАСОТЕ И ГАРМОНИИ
Часть первая
Когда мы говорим: ”Это очень красиво!” ?
Собирание интересных высказываний о красоте и гармонии.
Составление понятийного словаря:

ГАРМОНИЯ, КРАСОТА , ДУХ, ДУХОВНОСТЬ, ДУШЕВНОСТЬ,
НРАВСТВЕННОСТЬ ,ПРЕКРАСНОЕ и другие.
Выборочные конспекты, обсуждение статей по теме. Журнал “Дельфис” 3-98

Часть вторая. В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ
Искусство и гармония.
Гармония и искусство архитектуры.
“Польза, прочность, красота” –формула архитектурной гармонии по
Витрувию.
Курс “Основы архитектурных знаний” и его возможности в воспитании восприятия гармонии детьми.

В заключении к программе семинара “В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ “ – текст:


ГАРМОНИЯ И КРАСОТА

В записную книжку


Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей...
А. С. Пушкин.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.
К.Бальмонт.


И пусть черты ее нехороши,
И нечем ей прельстить воображенье-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движении.

А если это так, то, что есть Красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?
***
Поистине мир и велик и чудесен.
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Н. Заболоцкий

Над водоёмом склонившись,
Мальчик с восторгом сказал:
"Какое красивое небо!
Как отразилось оно!
Оно самоцветно, бездонно!" "
Мальчик, мой милый,
Ты очарован одним отраженьем.
Тебе довольно того, что внизу.
Мальчик, мой милый, вниз не смотри!
Обрати глаза свои вверх.
Сумей увидеть великое небо.
Н.К.Рерих.

Ты рождена от звезд
или пришла из ада?
О Красота, ответь, ты
бес иль божество?
ты к злу или добру
влечешь лишь силой
взгляда, Ты, как вино, пьянишь, но
ты сильней его...
Ш.Бодлер

Разве есть предел мечтателям,
Разве цель нам суждена?
Назовем того предателем,
Кто нам скажет - здесь она!

Разве редко в прошлом ставили
Мертвый идол Красоты?
Но одни лишь мы прославили Бога
Света и мечты!

Поднимайте, братья, посохи.
Дальше, дальше, как и шли!
Паруса развейте в воздухе.

Дерзко правьте корабли!
Жизнь не в счастье, жизнь в искании.
Цель не здесь, вдали всегда.
Славьте, славьте неустаннее
Подвиг мысли и труда!
В.Брюсов.
«Красота и Свет - понятия столь близкие
по природе, что живут они рядом. Стремление к
красоте во всем, что сближает со Светом и вводит
сознание в его сферы.»
***
"Образы красоты живут и пульсируют
в пространстве, воздействуя на психику человека."
Грани Агни Йоги" том 1.
'Только лишь тот. кто не закрыл себе путь к красоте, может понять, как явление дальних миров близко ему."
"Община"


… Лишь ты, о Красота,
В то бесконечное, что нам всегда
желанно,
Всегда неведомо, открыла мне врата.
Ш.Бодлер
Хостинг от uCoz