ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

Хорошо ли вы знаете Москву— главный город Родины, свой город? Хранит ли ваша память ее улицы, площади, бульвары, вспоминаются ли они, когда приходится расставаться с городом?

Есть ли в Москве места, особенно дорогие вам, способные изменить даже самое грустное настроение?

Хорошо ли знаете вы и ваши дети биографию своей семьи, связанную с историей страны?

Стремитесь ли передать свою любовь к родному городу вашим детям, внукам, родившимся уже, как правило, в новых микрорайонах, значительно удаленных от исторического центра Москвы?

Стараетесь ли развивать в детях эмоциональное восприятие гармонии в природе, искусстве нашего города-музея и города музеев?bХотите ли научить детей показывать Москву родным, друзьям, одноклассникам или младшим детям, гостям, приехавшим в Москву?

Если все эти вопросы находят отклик в вашей душе, ждем вас — родителей, бабушек и дедушек, старших в семье детей вместе с младшими в нашем Клубе юных москвичей, где начнем готовиться к семейным прогулкам по Москве, участвовать в творческих семейных конкурсах и отчетах, а также рисовать, строить архитектурные макеты, слушать музыку, собирать книги. . .

И будем надеяться, что наше заботливое посредничество между детьми и историей города, культурой народа, поможет им стать активными и достойными гражданами.

У КАРТЫ МОСКВЫ

Уже в самом названии цикла занятий — «Прогулки по Москве» — таится нечто, обещающее плавные прогулочные ритмы, тихие задушевные беседы в семье, с детьми и друзьями. . . Улицы родного города, его открытые для всех гостей площади, потаенные от посторонних глаз московские переулки, памятники нашей истории и культуры уже давно ждут всех нас.

Ведь теперь все мы переживаем некоторое отторжение от родного города, утрачиваем с ним свои некогда такие жизненно необходимые связи. . . Как сложатся отношения с родным городом у наших детей, родившихся и выросших в новых микрорайонах, где одновременно с жилыми домами построены школы, бассейны, спортплощадки? Познают ли современные юные жители Москвы ее историю, богатство культуры, позволяющие считать сегодня нашу столицу городом музеев и городом-музеем тоже?

Как нашему родному городу растить детей, если и мы, взрослые, и наши дети разлучены с ним спешкой повседневной жизни? Часто, совершая свои поездки, как теперь говорят, «в город», ныряем мы в подземные скважины метро и выныриваем из них у нужных объектов, чаще удовлетворяющих наши хозяйственные нужды, чем культурные потребности. Можем ли мы назвать маршруты, которые познакомят наших детей с городом, вырастившим не одно поколение москвичей? Если вспомнить, то окажется. . . Впрочем, оказывается всегда почти одно и то же. . .

И так уж случилось, что схему подземных дорог мы знаем сегодня лучше, чем план города. Города нашей жизни, которому мы оставим после себя своих детей. . . Как же сдружить детей двадцатого столетия с нашей исторической столицей?

Прогулки по Москве. . . Они могут быть разными: реальными и заочными, в кинозале и просто по карте. Но смысл всегда один — вызвать у детей интерес к своему городу, к истории, искусству. В этом — начало пути: от воспитания способности чувствовать гармонию в природе, искусстве, жизни — к гармонии в душе и в творчестве, в каком бы виде деятельности оно позже ни проявлялось. . .

И конечно, прежде всего следует помочь детям «освоить» карту города.

НАРИСУЙТЕ МОСКВУ!

«Нарисуйте Москву! — обращаюсь я к детям. — Нет, не свой дом, не то, что видите из окон, не школу, не Кремль. . . Все это мы уже рисовали. Нарисуйте весь город, его план, обозначьте на нем Кремль и свой дом, дорогу, соединяющую их. . . ».

Знаю заранее, что младшие, которые еще не ездят по городу самостоятельно, не смогут выполнить мою просьбу, но она, как задача «впрок», «на вырост», определит их отношения с городом в будущем; поможет собирать коллекции книг, открыток, карт; выделять обозначенную тему из потока информации (радио, телевидения, кино. . . ).

Но ведь и старшие не смогли выполнить мою просьбу тоже — у большинства из них жизнь протекает в своем микрорайоне, значительно удаленном от исторического центра Москвы. Не всем легко удается представить план города «с птичьего полета».

ТРИ КОЛЬЦА

Я уже давно собираю карты Москвы. В моей коллекции собралось достаточно много карт под разными названиями: «Как проехать по Москве», «Туристическая» (с обозначением учреждений культуры — театров, музеев, выставочных залов), «Памятники архитектуры в Москве», «Пушкинская Москва» и другие.

Мне хочется, чтобы дети четко представляли общую схему города, чтобы соотносили впечатления каждой прогулки по Москве с расположением маршрута на карте, чтобы отмечали флажком — лоскутиком красной бумаги на булавке места, где уже побывали.

Не каждый способен на первом занятии нарисовать план нашего города и обозначить на нем путь, соединяющий два основных в жизни маленьких москвичей ориентира — Кремль и свой дом, даже если к выполнению этого задания подключаются родители.

И я научилась за одно-два занятия решать это с детьми в классе, студии.

После прогулки вокруг Кремлевской стены, опоясывающей Боровицкий холм, некогда покрытый густым сосновым бором, мы чертим от руки план Кремля. Посматривая на карту и вспоминая эту прогулку, мы чертим его на листочке из тетради в клеточку, разделенном двумя линиями на четыре части, с обозначениями направлений: Север-Юг, Запад-Восток.

Московский Кремль, как и многие кремли других древнерусских городов, в своем плане — почти треугольник, ведь оборонительные задачи легче было решать, используя природные условия водной защиты двух рек. Москва-река создавала естественную водную защиту с южной стороны. Река Неглинная, ныне забранная в подземные трубы, впадая в Москву-реку, — с северо-западной. Со стороны Красной площади был прорыт глубокий ров, заполненный водой. . . (Храм Покрова, «что на рву» — так называли прежде известный сегодня больше как храм Василия Блаженного творение русских зодчих Бармы и Посника. )

Перед нами — карта Москвы. Найдем на ней Кремль и сравним его территорию с территорией города, ограниченной кольцом окружной автодороги протяженностью 119 километров! Вот как разросся наш город! А когда-то границей города было Садовое кольцо длиной 16 километров. Названо же оно так потому, что представляло собой земляные укрепления вокруг города, возле которых разрослись сады и огороды! До сих пор в названиях улиц — Крымский вал, Бутырский вал, Валовая — сохраняется память об этом укреплении — Земляном вале (раннее название — Скородом).

Еще одно кольцо, скорее подкова (план не осуществлен полностью), очерчивало границы Белого города древней Москвы. Называется оно — Бульварное кольцо.

От Кремля начинались дороги, связывающие древнюю столицу с городами Руси: Рязанью, Владимиром, Дмитровом, Тверью, Волоколамском, Смоленском, Тулой, Калугой и другими.

Итак, треугольник Кремля, подкова Бульварного кольца, кольцо Садовое — Скородом и самое внешнее — кольцо окружной автодороги. Вот эти три кольца вокруг Кремля и составят основу нашей схемы города, которая не может быть полной, пока мы не соединим ее с рекой, на которой наш город возведен далекими предками.

ПТИЦА-СОЛНЦЕ

Просто не верится, что эту солнечную птицу в плане Москвы мы увидели первыми! Помню, показывала тогда детям карту Москвы XVII в. , вычерченную старшими ребятами, которая называлась «Монастыри — сторожи древней столицы». На этом плане в границах укрепления — Скородома, ныне Садового кольца, размещался Белый город, ограниченный кольцом Бульварным, и Кремль. Как в ожерелье, «снизу» на карте, т. е. с юго-востока до юго-запада, разместились прямоугольники ощетинившихся зубцами стен монастырей — древних оборонительных сооружений Москвы. И Москва-река была нанесена соответственно старым границам города. И мы увидели, как вычерчивает синяя полоска реки гордо посаженную головку птицы, как круто круглится мощная грудка у Лужников, где чаша стадиона кажется на ней солярным знаком (таким украшали обычно древние мастера свои деревянные ковши-ладьи, вещих птиц), как на спинке с крылом, очерченным отводным каналом-протокой, разместился Кремль, а желтая полоска Скородома выделила солнечный круг с лучами расходящихся дорог. . .

Так мы увидели Птицу-Солнце в плане нашего города, схему которого научились теперь рисовать все. Этот образ Птицы-Солнца станет для нас основой графического символа нашего города, эмблемы Клуба юных москвичей.

“У КАРТЫ МОСКВЫ». ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Птица-Солнце на карте Москвы — эмблема Клуба юных москвичей.

Три кольца на карте Москвы.

Московский Кремль. Стены и башни.

Главная улица Москвы —Тверская; прилегающие к ней площади.

Древние дороги Москвы к старинным городам Руси. Вокзалы и порты Москвы. Мосты и набережные.

Чтобы на карте-схеме выполнить очередное задание, часто приходится самим делать «немые» карты, переводя на прозрачную бумагу или с помощью копирки с настоящей карты Москвы ее исторический центр. Но еще важнее научиться рисовать ее «от руки». Это — основной и очень эффективный прием «освоения» Москвы детьми, которым нужно овладеть.

Приготовив к занятиям много отпечатков с немой карты Москвы, можно будет выполнить задания:

1. Выделите цветными фломастерами главную улицу города, прилегающие к ней площади.

2. Заполните названия улиц на карте «Старая Москва»;

3. Расставьте на карте основные музеи (театры, библиотеки и т. д. ). Назовите улицы.

4. Обозначьте на карте Москвы улицу Охотный ряд, впишите старые и новые названия улиц, соединяющих ее с Бульварным и Садовым кольцом.

5. Расставьте на плане города памятники архитектуры Х1У-ХХ вв. Запишите названия улиц.

6. Заполните карту «Архитектурные стили» и т. д.

МОСКВА — ГОРОД МУЗЕЕВ И ГОРОД-МУЗЕЙ

А между тем широко известно, что памятники архитектуры Москвы могут достойно представлять историю русского зодчества, включая и самобытную его предысторию — русское народное деревянное зодчество, и памятники архитектуры новейшей. Известно также, что в собраниях основных музеев Москвы — уникальные коллекции шедевров мирового искусства, и таких музеев более шестидесяти. . .

ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ

По верху стен просторного кабинета истории и культуры Москвы, где мы занимаемся, тянется непрерывная красочная лента росписи-фриза, сюжеты которой раскрывают страницы истории московского края от каменного века, знакомят нас с памятниками истории и культуры нашего Северо-Западного округа. Тут же, на стенах кабинета, — карты Москвы, ее северо-запада и Московской области.

Перелистав альбомы и книги, собранные в кабинете, рассмотрев экспонаты в стеклянных витринах, представляющие материалы археологических раскопок, начнем собственные путешествия к памятникам нашего округа, заботясь постоянно о том, чтобы каждый из них включить в общий ход развития истории и культуры. Но с особым вниманием отнесемся к истории искусства, и в первую очередь таких его видов как архитектура и декоративно-прикладное.

Другим обязательным условием всех наших занятий, игр, путешествий, чтения и собирания материалов станет забота об эмоционально-творческом восприятии природы, о воплощении воспринятого в собственной художественной деятельности всех участников — и детей, и взрослых.

Уместно напомнить, что творческое восприятие, которым одарены от рождения немногие и которое можно воспитывать-развивать, современная эстетическая наука тоже причисляет к видам художественной деятельности человека. О том же, по-видимому, писал и Пушкин, определяя вдохновение как «расположение души к живейшему принятию впечатлений».

А чтобы воплощения детьми и взрослыми воспринятого в слове, линии, цвете, сочетании объемов, пластике удовлетворили нас своей выразительностью, духовной наполненностью, станем учиться у мастеров поэтического слова, мастеров народного искусства, зодчих и даже мастеров русской иконописи, а главное — учиться, как и они, у природы.

Циклом прогулок, посвященных нашему округу, можно и начинать, и завершать всю программу знакомства с Москвой, и, конечно же, с особым вниманием выделять его особенности.

На одном из занятий в кабинете истории и культуры Москвы составим соответственно сюжетам росписи его стен маршруты прогулок по территории округа. Отметим их на карте, которая висит здесь же. Заполним отпечаток немой карты названиями улиц, площадей, отметим место своего дома, школы, нашего Центра традиционной отечественной культуры, в составе которого Клуб юных москвичей, нанесем маршруты прогулок.

Первая прогулка — на крутой берег Москвы-реки у моста в Строгино. Здесь, с самой высокой точки обзора, открываются «дальние дали», «три земли и три воды». Здесь зримо творят наш мир, сливаясь воедино, его стихии: земля, вода, воздух, солнце. . . Высокий свод неба, залитое солнечным светом пространство . . . Как огромен этот мир, властно избавляющий нас от мелочности и повседневности серой суеты. . .

Как же участвовали мощные стихии природы в первотворении мира? Как свидетельствуют о том мифы-слова, мифы-строения, мифы-вещи, действа, обряды? Удастся ли современным детям сегодня пережить состояние мифотворческого познания мира, какое переживали наши предки, состояние первовстречи, первооткрытия мира? Интересно, а как самые известные нам мастера чувствовали этот «весь мир»? Как запечатлен он Рублевым, Пушкиным, Куинджи, Петровым-Водкиным, Рерихом, Чайковским, Чюрленисом и другими?

Здесь во время первой прогулки на крутой берег Москвы-реки у моста в Строгино мы должны пережить закат солнца, прощание с ним, погружение мира в холод и тьму. Сегодня мы знаем с точностью до минут время завтрашнего возвращения солнца. Для древних наших предков это не было таким уж непреложным фактом. Но удивительно: здесь, на берегу, нам становится зябко и как-то не по себе, когда после исчезновения солнца нас окутывают холод и темень.

Но вот рассветает ночное звездное небо со светящимся древом Млечного пути, открываясь - широко и безбрежно в своей бесконечности. . .

Летние ночи недолги, и утренний тихий, затем торжественно-звучный восход со всей игрой переливов света и цвета поражает своей красотой и значительностью. И мы пишем красками, быстро заполняя цветом лист, стремясь передать постоянно меняющееся движение света и цвета неба, воды.

Теперь мы сможем иначе смотреть пейзажи живописцев, иначе чувствовать стихи. . . И композиции наши, выполняемые уже в студии, свяжут пережитые состояния в природе с настроениями души человеческой. . .

Здесь же, на берегу, глядя на гладь водного зеркала, нетрудно представить, что когда-то вся эта территория была дном моря, о чем свидетельствуют находки морской флоры и фауны. Осталось лишь уточнить по книгам, в какой геологический период развития Земли море отступило.

Здесь же легко представить, как всего 23 тысячи лет тому назад отступил с нашей Земли последний ледник, и сначала растительный покров тундры, потом хвойные и смешанные леса сменяли друг друга. Мы соберем гербарий, выделяя самые древние хвощи и папоротники, растения лекарственные, занесенные в Красную книгу. Удивимся гармоническому совершенству каждой малой травки, которую прежде не всегда замечали. Узнаем побольше о растениях— участниках древних народных обрядов. Хорошо, если бы наша прогулка у реки состоялась накануне Ивана Купалы. Тогда можно было бы порассказывать страшные истории о ведьмах и русалках, о тайне цветка папоротника. Попытать силу свою — перепрыгнуть хотя бы через небольшой костерок, погадать у реки, угоститься «ячней» («обетной» кашей из ячменя), попеть и поплясать. Все это погрузило бы нас в мир народной дохристианской культуры, связанной многими нитями с мышлением доисторического первобытного человека, тем более, что за рекой не так уж давно археологи обнаружили останки мамонта и стоянку-поселение нового каменного века, неолита. Нам предстоит мысленно реконструировать это, полистав альбомы, рассмотреть памятники материальной и художественной культуры, орнаменты с их совершенно загадочными посланиями предков, зашифрованными в ритмах, линиях, знаках. Все это нужно для того, чтобы наши композиции соединили собственные живые впечатления детей с серьезной содержательностью фактов истории.

Что же приобретут дети, прикасаясь к глубинам веков? Конечно же, многое. И может быть, самое главное, начнут отсчет времени от «начала», от фактов, раскрытых им родной землей и природой. Так хочется верить, что эти первые шаги, возвращающие нас в русло истории, будут иметь продолжение. И тогда другие прогулки пополнят сюжеты росписи стен в кабинете истории и искусства Москвы, но в этой первой нашей прогулке должны быть заложены все основные грани последующих, главные среди которых — живые впечатления и творчество детей. . .

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ. СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Воспитание историей. . .

Заботясь о воспитании исторической памяти детей в общении с памятниками отечественной истории и культуры, нужно, чтобы педагог уподобился историку, о котором напоминает нам Н. Карамзин: «Историк должен ликовать и горевать вместе со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастье или умалять в своем изложении бедствия, он должен быть прежде всего правдив, но может, даже должен, все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии, говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким образом может он сделаться национальным бытописателем, чем прежде всего должен быть историк».

Как же воспитывать в детях чувство личной причастности к истории своего народа, всего мира?

Как воспитывать ответственность за судьбы людей, планеты?

Как включить в этот процесс эмоциональную восприимчивость детей, развивать их творческие способности, способность к сопереживанию?

Почему важно знать историю своей семьи, города, народа, всей страны и Земли?

Как включить в семейное воспитание историческое знание своего Отечества?

Нам, педагогам и родителям, предстоит решать эти актуальные задачи вместе. И лучшим нашим помощником в этом станет искусство — художественная летопись всех народов Земли. Нам придется восполнить некоторые пробелы знаний отечественной истории и культуры, вернуть себя в русло истории. . . И мы начнем собирать материалы о роли и значении воспитания историей будущих граждан России, составлять синхронные хронологические таблицы по истории и культуре, а также формировать домашнюю библиотеку «История Отечества и культуры в художественной литературе, искусстве», возрождая традицию семейного чтения.

* * *

Я много ездила по стране, и всякий раз, когда просила ребят разных сел и городов нарисовать Москву, все как один рисовали Спасскую башню, здание Сената за Кремлевской стеной. . . "За много лет работы в жюри Международного конкурса детского рисунка убедилась, что так же рисуют Москву дети разных стран и народов. Так же рисовали нашу столицу ребята Вологодчины, лесного Заволжья, Калмыкии и Абхазии.

Все это, наверное, потому, что Москва и Кремль давно слились воедино, став символом нашего государства. Это верно, и все же хочется более глубоких отношений детей с городом и его древним Кремлем — исторической колыбелью, взлелеявшей всех нас.

Так сформировался цикл занятий, интересных и взрослым и детям, где история Москвы и Кремля включена в русло русской истории с древнейших времен.

«МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ. СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Основание Москвы.

Гербы древней Москвы.

Фортификационное значение Московского Кремля.

Архитектурный облик Московского Кремля.

Соборная площадь Кремля — выдающийся ансамбль русской архитектуры.

Памятники монументального искусства в Кремле.

Семейное чтение.

Семейный альбом «Родословное древо семьи»

Древние и современные концепции происхождения мира и отражение их в искусстве.

Археологическая система периодизации истории и искусства.

Всемирное значение памятников первобытного искусства, открытых на территории России и Украины.

Памятники первобытной культуры, открытые в московском крае.

Славяне в московском крае.

ПАМЯТИ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Как же осуществить знакомство детей с отечественной историей? Как преодолеть ощущение неодолимой огромности истории-глыбы? Прежде всего стоит вычленить для выборочного знакомства отдельный период, событие, юбилей и при этом постараться «персонифицировать» их, конкретизируя фрагмент истории через личность, мемориальное искусство, например памятники воинской славы к 50-летию победы над фашистской Германией.

Важно лишь, чтобы каждая вычленяемая часть истории сопрягалась с целым по принципу «в капле — весь мир».

Особый след в душе нашей — и взрослых, и детей — оставил цикл занятий «Памяти Сергия Радонежского», готовить который мы начали много раньше, чем было объявлено о юбилее. Еще молчали средства массовой информации, не появились книги житийной литературы, сборники В. Колесова, Б. Данилова, Ю. Ключникова, С. Николаева, не поступили в широкую продажу календари, репродукции икон. Словом, опять собирали материал трудно и по крохам, опять отправлялись «гонцы во все концы». И еще раз мы убедились в преимуществах верного распределения заданий цикла. Каждый участник, получив тематический план семейного альбома «Время Сергия Радонежского», выбрал интересующую его часть. Так же верно распределились маршруты прогулок по Москве, посвященных памяти Сергия Радонежского, и выездов к монастырям, основанным учениками и последователями его.

«ВРЕМЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА

Географическое положение Московской Руси Х1У-ХУ вв.

Культура и искусство Древней Руси Х1У-ХУ вв.

Время Сергия Радонежского в памятниках искусства Москвы.

Москва Х1У-ХУ вв. «Памяти Сергия Радонежского». Прогулки.

Русские монастыри, основанные учениками и последователями преподобного Сергия Радонежского.

Проведение выставки на тему «Знамя преподобного Сергия Радонежского».

Приглашение к участию в конкурсе «Мой край, моя Москва».

Постепенно и последовательно накапливались материалы, тексты и репродукции, впечатления от прогулок, выездных экскурсий. Рождались замыслы композиций, лист за листом заполнялся набросками. . .

Для детей учителями колористической композиции стали мастера русской иконописи, ведь время Сергия Радонежского связано с расцветом национальной древней живописи XIV—XVI вв. Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий. . . Три мастера, три гениальных самобытности даже в рамках иконографии. И вот перед нами три «Успения Пресвятой Богородицы». Три разных творческих решения одного сюжета. Наши старшие дети пытались выполнить копии, младшие старательно выбирали цветные фишки из набора «Азбука цвета», выкладывали их под репродукцией, а затем пробовали смешивать краски, чтобы получить «палитру мастера». Иногда мы помогали детям, да и взрослым тоже, раздавали листы с готовым рисунком для росписи цветом: в настоящих древнерусских мастерских рисунок наводили-знаменовали тоже иногда не живописцы, а знаменщики. . .

Кого же из мастеров выберут себе в учителя дети? А смотря что рисовать будут: печальную осень, солнечное лето или нежную весну. Как важно, что цвет связывается ими с настроением, переживается эмоционально.

Не следует думать, однако, что икона стала для маленьких художников только учебным пособием. Такое пристальное рассматривание с кисточкой высоких подлинников неизменно вводило детей в мир высокого духовного содержания. Этому помогала естественная способность детей к более полному, чем у взрослых, восприятию цвета, более отзывчивому, вызывающему переживание, закрепляемое в их собственной художественной практике. Тем более, если практика эта — не схоластическое образование с нумерным обозначением цвета-колера, а постижение гармонических сочетаний, рождающих нетленную красоту в естественной природе, в творениях великих мастеров. Отсветы этой духовной красоты, озаряя иконные лики, непременно оставляют свой след в душе ребенка. Это я часто вижу в детских работах. Да и не только я. Об этом свидетельствуют многие отзывы посетителей наших выставок.

Обращение к мастерам иконописи помогало детям, когда возникала проблема, как «усмирить» широкий материал знаний, избежать иллюстративности, многословного пересказа событий. И здесь учителями строгого, лаконичного, одухотворенного письма, символичной выразительности скупых, но ярких средств, выявляющих сущность, стали для нас древние мастера. Удивляло, что происходило это так естественно, что казалось, будто маленькие наши художники нашли, наконец, своих взрослых единомышленников.

Содержание композиций, выполняемых в Клубе юных москвичей, становилось все сложнее, требовало развернутых подписей. Рассмотрим одну из них. Этой работой могла бы завершаться наша серия. Названа она «Надежда». Представьте большой вертикальный лист. В темно-зеленых сумерках фона, напоминающего цвет ткани на стенах выставки икон в Третьяковской галерее, в левом верхнем углу светятся в круге три ангела с иконы «Троица» А. Рублева. К ним, поднимаясь от нижней кромки листа, устремились люди, среди которых и автор. Ведут этот поток к Троице, к идее единства и мира, в пурпурно-киноварных одеяниях святые с древних икон. Надежда на единство — в мире, в семье, в душе. . . Разве не главная это наша надежда, ясно ощутимая сегодня и созвучная давнему времени преподобного Сергия — «Обители Троицы» (по пророчеству святого Никодима, который явился отроку Варфоломею)? Эпиграфом к этой работе стали слова из жития Сергия Радонежского: «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная людям рознь мира сего». Как ни сложен богословский смысл этого символа, какой-то слой его считывается всеми: светлая надежда на единение, мир, покой, тишину в душе каждого.

Теперь перед нами другая композиция — «Трижды Троица». Представьте: на плотном синем фоне неба вырастают из чаши крутых зеленых холмов прозрачно выполненные пастелью три ангела, как фантастические цветы. Нимбы, лики, одеяния, крылья. На трех взгорьях — три белых храма, как близнецы. Они действительно рождены в одно время стараниями одного князя — Юрия Звенигородского, младшего сына Дмитрия Донского, — и находятся в Троице-Сергиевой Лавре, в Звенигороде и в Москве. К ним ведут пути-дороги. . . «Это — трижды "Троица": ангелы Рублева, три храма, и мы — папа, мама и я — идем к ним», — так толкует свое произведение юный художник. Мальчик действительно вместе с родителями видел и рисовал эти прекрасные памятники.

В нашем семейном клубе мы не только не скрываем участия старших в работах детей, но даже радуемся, если состоится такое сотоварищество-сотворчество. Важно только указать это в подписях, а еще важнее сохранить в работе все, что мог сделать сам маленький автор. Всего же в нашей серии «Памяти Сергия Радонежского» более тридцати работ. Они с успехом экспонировались в Центральном Доме работников искусств в Москве, на Международной выставке детского рисунка, в Кремлевском Дворце съездов, на Всемирном конгрессе славянских культур в Санкт-Петербурге.

Завершал выставку лист композиции с клеймами, где на среднике, высвеченном несказанным светом, от крохотной фигурки Сергия Радонежского разлетаются диковинные птицы, а в четырнадцати клеймах изображены монастыри, основанные его учениками и последователями. «Воззри на звезды. . . Тако умножится семя твое» — так названа эта работа. Композиция выполнена в три цвета: черный, киноварь, золотистая охра на краплаковом фоне. . . Красиво. Но в мечтах уношусь ко времени, когда каждое из клейм будет выполнено ребенком, побывавшим в тех благодатных местах, которые стали вехами отечественной истории.

ФАСАДНЫЙ МАКЕТ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ.

В архивной папке Детского центра традиционной Отечественной культуры хранится благодарность Оргкомитета Всемирного Конгресса Славянских культур «за разработку концепции, плана экспозиции и работу выставки детских рисунков , проходившей в Центре Русского фольклора Министерства культуры России (май-июнь 1992 года)».

Более 200 работ представляли тогда основные темы нашей экспозиции:

Серия « Памятники Сергия Радонежского » экспонировались также на заключительном приеме Конгресса в Кремлевском Дворце Съездов, как и на многих других выставках, например, в Знаменском соборе Зарядья.

Работали над этой серией долго, когда о юбилее еще и не было обьявлено.

Материалы поэтому собирали по крупицам. Наши архитектурные маршруты - обязательная часть каждого цикла - привели нас , естественно, в Троице-Сергиеву лавру

К тому времени мы уже многое знали об её основании, героической защите во время польско-литовской осады, знали о роли сокровищницы русской культуры, роли центра русского православия…

И всё-таки красота и величественность ансамбля поразили детей. Тогда и возникло желание построить Лавру самим…Началась долгая, не скрою, нелёгкая работа, которой, как иногда казалось, не будет конца…

Но мы завершили работу, попраздновали её окончание и решили помочь другим своими советами, находками…

Главное, думали мы, сразу всем принять условие единого масштабного уменьшения подлинника, например, до 1\ 25о. Тогда все участники смогут объединять свои макеты в единые ансамбль например, монастыри Москвы, Подмосковья, России. Поэтому уже первые наброски с натуры условились выполнять, соотнося высоту понравившегося строения с высотой колокольни, размер которой определил альбомный лист по вертикали.

Высота других объектов определялась теперь каждым «на глаз» относительно колокольни.

Этот принцип важен всегда, даже если весь ансамбль рисует один автор.

И еще одно обязательное правило. Прежде чем начать рисовать , нужно рассмотреть памятник хорошенько, записать 10 слов, отвечающих на вопрос : КАКОЙ он, какие сравнения вызывает.

Дома мы рисовали уже «по памяти», неспешно, вспоминая свои живые впечатления, дополняя свои слова-образы новыми.

Только после этого рассматривали репродукции, выявляя, как архитектор-мастер решал свою задачу, когда, в системе какого художественного стиля.

И только после этого , по нашим условиям, мы будем включать памятник в свои композиции: архитектурный пейзаж, историческую картину. Именно поэтому наши итоговые выставочные работы , сохраняя личные впечатления , сохраняют узнаваемой архитектурную композицию памятника. По нашим работам можно играть в архитектурную угадайку. Это мы однажды осуществили, выставив серию «Памятники воинской славы в Москве».

Зрители должны были сами назвать храм, возведенный в честь той или иной победы русского оружия. Но, помнится, тогда зрители не порадовали меня. Ни взрослые , ни дети.

Но вернемся к нашим наброскам и рисункам “ :по памяти”. Если их вырезать, наклеить на картон с приклеенным хвостиком, то уже можно расставлять на столе макет ансамбля, выполненный по первым впечатлениям.

На этот раз нам захотелось выполнить все поточнее: и масштабные расчеты, и членения фасада на части, и декоративное убранство памятников.

К тому же я рассказала, как однажды уже видела макет Троице - Сергиевой лавры в музее игрушки. Башенки и храмы были выточены из дерева и раскрашены. Как рассказали нам хранители музея , где мы с А. К. Чекаловым готовили альбом - пособие по русскому ДПИ, игрушка эта была изготовлена мастерами для царских детей. Нам тоже захотелось выполнить макет из дерева, хотя бы из фанеры.

Мы выбрали технику “Выжига “, когда после выпиливания электролобзиком нанесенный на фанеру рисунок выжигается, расписывается гуашевыми красками , покрывается лаком.

Эта техника известна в Сергиевом Посаде давно, с начала прошлого века. В этой технике выполнены были первые матрешки - самый популярный русский сувенир.

Масштабные расчеты, чертежи , роспись выполняла вместе с группой помощников педагог - художник Анна Геннадьевна Чепурнова. Чтобы начать игр у : “Расставь башни и храмы правильно”, нам пришлось тоже в масштабе увеличить план лавры.

Когда начали расставлять башни и храмы, придумали в той же технике “Выжига” выполнить декорации- задник, как в театре, четырехстворчатый складень “ Времена года”, по впечатлениям о старом Загорске Т. А. Мавриной.

Теперь Вам предстоит сравнить оба макета :картонный и фанерный, оценить образную выразительность архитектурных памятников, их декор.

Сам принцип фасадного макета применялся нами во многих случаях, в том числе когда “строили” московскую городскую усадьбу, взяв за образец известное всем здание на Делегатской улице , где размещен музей народного и декоративно - прикладного искусства. .

Этот же принцип помог нам за один раз выполнить картонажи для выставки “Городецкие мастера”. Мы нарисовали на картоне - вырезали - расписали композиции знаменитых Городецких чаепитий, п арадных выездов, горделиво гарцующих гусар…

Теперь в нашем картонном музее выставки сменяются часто, помогая детям легко и быстро запомнить художественные особенности разных промыслов.

А по весне сыграем ярмарку - свистунью на которой встретятся все…

И я советую - фасадный макет может быть нетрудоемким и таким насыщенным педагогически, таким полезным и детям и взрослым и прежде всего потому, что в игру, в этот мир детских грёз включаются все…

ПАМЯТНИКИ РУССКОЙ СЛАВЫ В МОСКВЕ

Тема героической истории присутствовала в наших циклах постоянно. Ведь мужественная защита своей земли, как и напряженный труд на ней — традиционные черты нашего характера.

По-видимому, отзвуки той же связи черт народа — землепашца и защитника — сохранились и в языке: пахарь — о-рат-ай и воин — рат-ник — слова одного корня.

К юбилею Победы мы готовили специальный цикл занятий и прогулок «Памятники русской славы в Москве». В итоге — почти сорок листов композиций с храмами, возведенными в честь памятных событий русской истории, батальные сцены, герои, ордена.

В центре серии —лист, где на фоне Никольской башни, через ворота которой началось освобождение Кремля от польско-литовских захватчиков ополченцами князя Дмитрия Пожарского и гражданина Минина, на фоне Казанской церкви в честь этой победы — памятник скульптора И. Мартоса, поставленный двумя столетиями позже, со словами «Благодарная Россия. . . ». Эти слова дали название нашей серии рисунков, а позже — и всей выставке, посвященной Дню Победы. Яркой сплошной лентой стены большого выставочного зала заполнили страницы истории народа-труженика, где труд и защита его воплощены в образах богатырского эпоса от времен Святогоровых, в иконописи, храмах, героях славных баталий, в орденах . . .

Мы не стали делать развернутых подписей под рисунками. Чтобы активизировать внимание зрителей, сделать их соучастниками нашей работы и выставки, мы предложили им самим дать названия рисункам, объявив конкурс зрителей.

К конкурсу были выполнены четырнадцать сочинений с картинками: «Ордена и медали дедушек». Их авторам — от шести до двадцати трех лет. Родители одобрили наше стремление познакомить детей с «древом рода» семьи. Многие из взрослых затруднялись сразу ответить детям, что они знают о наградах дедушек, и вынуждены были сами восстанавливать семейные воспоминания. Оказалось, что среди наших дедушек много награжденных боевыми орденами, есть даже кавалер Георгиевского креста. Это задание убедило нас в том, что дети смогут выполнить его только вместе с родителями. Так принцип нашего семейного клуба выходного дня стал общим для посетителей выставки. Но и здесь первое слово — детям. И у жюри выставки появились коллеги из детского жюри, для них— бланки на цветной бумаге.

Кто знает, какое поколение — современные дети или их родители — больше нуждается в восстановлении утраченной нами памяти, ведь родившимся после войны сегодня уже пятьдесят, у них взрослые дети, внуки. . . О многом не слышали, не знают. . . Ну а мы, педагоги, можем ли мы допустить, чтобы история предавалась забвению или переиначивалась на современный лад из конъюнктурных соображений политиков? Думается, нет.

На выставке, посвященной 50-летию Победы, с конкурсным заданием зрители справлялись туго. Даже с помощью родителей. . . Так ли должно быть? Поэтому переадресуем задания конкурса зрителей «Памятники русской славы в Москве» читателям. Попробуйте и вы вместе со своими детьми ответить на его вопросы, чтобы убедиться, как обстоят дела в вашей семье, в вашем классе, студии. . .


Уважаемые участники конкурса!

Рассмотрите, пожалуйста, внимательно публикуемые рисунки.

Назовите работу, памятники русской культуры, исторические события, с какими они связаны. .

Вспомните литературные и музыкальные произведения на ту же тему, подготовьте их исполнение.

Отметьте художественные достоинства понравившихся рисунков.

Продолжите тему «Памятники русской славы в Москве» своими предложениями.

Соберите альбом репродукций произведений известных мастеров/

Совершите семейные прогулки по Москве по теме конкурса. Составьте маршруты, оформите альбом впечатлений, зарисовок, фотографий, снимите по теме кино- или слайд-фильм.

Выполните конкурсное сочинение с картинками: «На Поклонной горе», «Ордена и медали дедушек», «Памятники-мемориалы героям войны в нашем округе».


Желаем Победы в конкурсе «Мой край, моя Москва, моя Россия» !

Сегодня при возросшем интересе к своей истории и культуре творческий конкурс «Мой край, моя Москва», объявленный в Северо-Западном округе, постоянным городским мероприятием.

Хостинг от uCoz