НАШИ ЧАЕПИТИЯ

Чай пить — не дрова рубить.
Русское народное присловье

Слова этого присловья — на ярко расписанной по Городецким мотивам доске, украшающей вместе со связками баранок «самоварный угол» нашей студии. На этой доске — торжественная сцена чаепития, где застыли у самовара расположенные симметрично две женские фигуры. В поднятых, почти воздетых руках— блюдца-чаши. Дымится горячий чай... Нарядные одежды, торжественная тишина обряда...

Мы тоже «пьем чай».

Наши чаепития — не просто дополнительное питание для детей. Хотя очень кстати бывает для маленьких художников, приходящих в клуб на три-четыре часа, чашечка чаю «с чем-нибудь», например черными сухариками — любимым лакомством ребят.

Наши праздничные чаепития — приобщение детей и взрослых через любимые всеми «конкурсы пирогов» к искусству народной кулинарии. Эти «вкусные конкурсы» дают нам возможность прикоснуться к самой душе нашего народа с его праздничным ощущением жизни, непоколебимой верой в победу добра. И заполняют тогда наш огромный, «на весь мир» стол пряники, пироги, соответствующие древним календарным обрядам, среди которых — Новый год, Масленица, но особенно — «птичий день», после которого всегда остается целая коллекция выпеченных жаворонков, золотых петушков, павлинов...

Наши чаепития еще и школа хороших манер, где мы учимся, как принять и угостить гостей, как вести себя за столом. Нашим сегодняшним детям, чувствующим себя центром, вокруг которого и для которого живут их родные и близкие, очень не просто научиться заботе о соседях за общим столом. Не просто красиво пригласить к чаю, преодолев обычную стеснительность, легко и свободно занять, развлечь гостей — словом, приобрести навыки, необходимые в жизни, и прежде всего, когда в доме — семейный праздник. Все это не просто...

И все-таки главными в наших клубных чаепитиях стали обретение единения, возникновение чувства общности, если хотите, соборности, прикосновение к хлебосольному, радушному гостеприимству наших отцов, дедов...

Как же придать чаепитиям торжественность и значительность обряда? Как освободить детей от мелочной, иногда уродливой жадности за столом? Как обратить их внимание на необходимость позаботиться о других? Как добиться, наконец, чтобы эта забота распространилась бы на другие ситуации их жизни, стала бы для детей естественной потребностью?

Мы ведь сами разрушили торжественность встречи за столом всей семьи даже по воскресным дням, когда обед мог бы стать не только насыщением желудка. И детские праздники, как правило, проходят дома тускло и неинтересно... Все реже становятся встречи, собирающие вместе всю семью, всех родных, да и само застолье сегодня все больше утрачивает свое объединяющее всех песней или беседой значение, уступая место магнитофону, телевизору, видеоаппаратуре.

Как же помочь детям ощутить приятное удовольствие от тихого общения, вырвав их хотя бы ненадолго из этого оглушающего звучания сверхскоростного ритма жизни большого столичного города на исходе двадцатого столетия?

И мы гасим верхний огонь, включаем настольные лампы с уютными абажурами или зажигаем свечи...

Стол сервируем с обязательной заботой, чтобы сладости были ко всем близко, угощение — красивым, а комната была чистой, украшенной букетами цветов, листьев... Кстати сказать, и завариваем наш чай мы обычно по своим рецептам, добавляя собранные летом в лесу и на лугах полезные травы, листики земляники, смородины, мяты... Эти дары к чаю сделали естественными беседы о зеленой аптеке в природе, о растениях, занесенных в Красную книгу Подмосковья, вводили в цикл творческих заданий «Травы нашего двора».

Чаепития обогатили детей прикосновениями к древней культуре Японии, Китая, обрядам и обычаям скифов, славян, к искусству керамики, истории самовара.

Не сразу научились все дети слушать за столом музыку, пение, стихи, не нарушая чуткой тишины «концертного зала». Поначалу мы совмещали чаепитие с прослушиванием в грамзаписи музыкально-литературных композиций по русским сказкам и сказкам народов мира, которые соответствовали темам наших занятий. Но со временем мы стали готовы приглашать к чаю интересных людей. Вместе с нами чаевничал папа Андрюши Ф. — он пришел к нам, чтобы помочь сориентировать на местность звездную карту московского неба. Мечтаем мы и о том, как придут к нам на чашку чаю К. А. Кедров, П. Глоба, чтобы рассказать о соотнесенности со знаками зодиака градостроительного плана Москвы.

Не просто накрыть стол к чаю на 25—30 персон. Поэтому я просила обычно девочек помочь мне. Помогали охотно, а с появлением новых самоваров получить малиновый колпачок и вышитый фартучек «чайной дамы» могли далеко не все желающие: очень нравилось разливать чай даже мальчикам, безропотно принявшим титул «чайной дамы».

Со временем роль старшей хозяйки стали брать на себя мамы, старавшиеся, по моей просьбе, учить помогавших им детей. Тогда и решили, что лучше семье, иногда двум-трем, соединять «чайные дежурства» со своим вечером в клубе. т. е. вечером творческого отчета, когда чай станет лишь частью всей программы. Например, в цикле семейных прогулок по Москве — с выставкой семейных альбомов фотографий и рисунков, с живыми рассказами о впечатлениях, советами по маршрутам и многим другим, что сложно даже перечислить.

Вспоминаю одну из интереснейших таких встреч — «Чаепития в Зарядье». Они проходили на галерее-гульбище Знаменского собора, такой просторной, что, наверное, и в прежние времена служившей по праздникам трапезной. Мы здесь открывали чаепитиями выставку «Московское Зарядье». И закрытие тоже праздновали, потому что принесла нам выставка много добрых слов, а один из наших альбомов для рисования превратился в «Книгу отзывов и пожеланий».

Горячий самовар стал нашим другом и помощником, когда в весенние каникулы мы гуляли по Зарядью целыми днями и вечерами, мерзли на мартовских ветрах,весеннее солнышко не столько согревало, сколько, обманывая своей яркостью, мешало одеться потеплее. Вот и спасала чашка горячего чаю да с пряничком! И сумерничали в гулком соборе, и рисовали, рисовали, потому что так близко и продолжительно «жить» в этом «древнем городе Зарядье» приходилось впервые. Много сохранила память ярких впечатлений от древней архитектуры, от многих гостей, посещавших нашу выставку и от бесед за горячим самоваром.

Надеемся, что и в следующем году в день города встретимся там же или в другом месте Москвы, где в окна будут смотреть древние памятники, а по стенам — тоже как окна в наш город — рисунки участников выставки «Мой край, моя Москва», среди которых будет не только наш Клуб юных москвичей...

Вот уж, поистине, «Чай пить — не дрова рубить» ...

Если бы знать при этом, что хоть одно зернышко из всех наших хлопот произрастет непременно... Пусть даже не сейчас, не в студии... Пусть в детях детей наших.

Пожалуй, самыми веселыми были вечера, когда дети и родители рассказывали о своих домашних семейных праздниках и делали это с выдумкой так, чтобы всем было интересно. Это одна из забот нашего семейного клуба выходного дня. О таком празднике иногда снимают кино или слайд-фильм, и тогда вся семья становится единой творческой группой. Однажды такой фильм был снят с участием кукол.

И остаются в памяти навсегда дорогие для всех воспоминания о времени общего в семье дела, единения и маленьких и взрослых, одухотворенноголюбовью и вдохновением...

* * *

Особенно плодотворна обычно осень... Время после отпусков и каникул...

Сейчас за окнами студии тоже цветет осень... Цветет и на большом экране над столом, убранным осенним букетом, потому что сегодня к чаю — музыкально-литературный концерт-загадка «Какого цвета осень?».

Тихо звучит музыка из альбома «Времена года» Чайковского, мелодии Вивальди, Моцарта... Перемежаются на экране картины осени с картинами мастеров-живописцев, детскими рисунками, вызывая в памяти стихи Пушкина, Тютчева, Фета... Пушкина—особенно.

Потому что сегодня — 19 октября. «Роняет лес багряный свой убор»... И мы, вслушиваясь в стихи Пушкина о святом лицейском братстве, чувствуем, как стал этот союз для поэта источником силы, «любви, надежды». И на всю жизнь...

Потому и решаем все вместе, что наше осеннее чаепитие в день 19 октября станет теперь для всех, кто бывал в клубе, днем встречи. Ведь клуб входит в свое двадцатилетие. «Друзья, прекрасен наш союз!»

Поселите в детях стихи

Настанет день, когда вместе с сыном или дочкой вы разберете книги с детской полки на «сказки» и «не сказки», затем «сказки» — на народные и сказки писателей, выделив при этом сказки Пушкина и расположив остальные „авторские соответственно времени их написания...

Наберитесь терпения, не торопите малыша... Дети справляются с этим заданием, в котором — основы будущей системности чтения, знаний, гораздо раньше, чем начинают читать самостоятельно, особенно если каждое знакомство с новой книжкой сопровождается хотя бы несколькими словами об авторе.

Семейное коллекционирование сказок воспитывает бережное отношение к книге. Уважительное отношение к книжкам сказок может продолжить

коллекционирование их и в старшем возрасте. При этом сравнение разных изданий одной и той же сказки привлечет внимание к особенностям искусства создания и оформления книги вторым ее автором — художником. Собирать такие серии недорого, важно только, чтобы их иллюстрировали настоящие мастера книжной графики и чтобы дети запомнили имена тех, чье искусство понравилось особенно...

Можно начать выпускать дома свои, рисованные детьми, книжки... Дети восьми лет могут делать это самостоятельно, если, конечно, окружающие их взрослые, зная о замысле, поддержат его хотя бы поощряющей беседой.

Читая сказки Пушкина, старайтесь выявлять их богатую звуковую гармонию, как советует в своих «Заметках о сказках Пушкина» С. Маршак. Старайтесь ненавязчиво, играя, проявляя свой личный интерес к запоминанию, шутя и соревнуясь с детьми, помочь им запомнить побольше.

Поселите в детях стихи Пушкина, гармонию прекрасного — «союза волшебных звуков, чувств и дум»... Пусть не все еще понятно, пусть будет «про запас», «на вырост», «впрок»... Память проявит нужное в счастливый или трудный час.

Далее приводится тематический план курса «Основы эстетической культуры», курса комплексного по своей методической структуре, организующего в семье, студии, школьной группе продленного дня такое общение со сказкой Пушкина, которое подготовило бы детей не только к глубокому и эмоциональному восприятию Пушкинской поэзии, но и способствовало бы формированию восприятия детьми других видов искусства в процессе их собственной художественной практики.

«ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. СКАЗКИ ПУШКИНА». ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

У книжной полки.

Сказки Пушкина — выдающиеся произведения русской классической литературы. Талантливый читатель.

Основные правила выразительного чтения в актерском исполнении сказок Пушкина. Народные истоки сказок Пушкина.

«Союз волшебных звуков, чувств и дум» (вслушайтесь в музыку стихов Пушкина).

Как готовить себя к рисованию русских народных сказок, сказок Пушкина.

Художник-иллюстратор — второй автор книги.

У каждого искусства — свой язык.

К празднику «Сказки Пушкина» — итоги семейных творческих конкурсов.

Запоминают Пушкинские тексты легко, нужно их только почаще им читать. Пусть почувствуют гармонию лучших стихов — и они станут для них эталоном гармоничного движения. Детям так нравится благозвучие! Читайте им самое лучшее, пусть запоминают наизусть: по строчке в день — и какое богатство за год!

Процесс общения ребенка со стихами многогранен и так же многогранно полезен детям, особенно если стихи, а у детей именно так и бывает, вызывают зрительные представления, т. е. услышанные строки переводятся в зрительные образы. Это чрезвычайно важно для развития так называемого внутреннего зрения ребенка, которое отличается от обычного более активным участием личности в оценках увиденного. Стихи могут сделать этот процесс более активным, чем, например, просмотр диафильма по стихам, сказкам с иллюстрациями художника. В этом случае ребенок знакомится с тем, как решил задачу другой читатель, пусть даже очень хороший художник, но все-таки не он сам.

Так поселите в детях стихи! Площадь Пушкина поможет Вам в этом.

«ПУШКИНСКАЯ МОСКВА. ПРОГУЛКИ». ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

К памятнику А. С. Пушкина.

Памятные места и памятники архитектуры.

Московский Кремль.

Московские монастыри — сторожи древней столицы.

Памятники архитектуры нарышкинского барокко.

Памятники позднего классицизма, стиль ампир (зодчие Д. Жилярди, А. Григорьев, Е. Тюрин).

Изобразительное искусство пушкинской поры.

Московские театры пушкинской поры.

Музыкальное искусство пушкинской поры. Музыкальные салоны.

Загородные прогулки.

Семейные творческие конкурсы.

Хостинг от uCoz