А. Б. Смирнов,
культуролог

ДРЕВО КУЛЬТУРЫ: КОСМОС И ЧЕЛОВЕК

Культура во всех своих проявлениях, прежде всего, есть коллективная память человечества, хранящая прекраснейшие художественные достижения и своеобразные формы познавания мира прежних поколений. Превращение биологического аотроновидного существа в человеческую личность возможно только через усвоение языка, основ социального поведения и других элементов культуры. Аксиоматичность такого утверждения показали опыты по социализации детей, воспитанных животными: возможности развития мышления через усвоение языка для таких «маугли» оказались недостижимыми. Таким образом, сейчас уже стало очевидным. что неминуемым условием «вочеловечивания» является КУЛЬТУРА, и чем утонченнее усвоенная юными человеческими отпрысками культура, тем более высокое развитие «человечности» («гуманности») может произойти в них. И наоборот: искажение, засорение и истощение информационной среды, формирующее несбалансированный общественный менталитет, открывает доступ разрушительным импульсам и хаотическим силам—как в жизни отдельного человека, так и в обществе в целом. Ведь с окружающим миром природы и с себе подобными человек общается через посредство усвоенной им части культуры.

Именно поэтому современные разговоры о том. что «нынче не до культуры -- быть бы живу», невольно напоминают известную, крыловскую басню о свинье под дубом. Насытившись желудями, неумное животное начинает подрывать корни долговечного дерева, огрызаясь на доводы Ворона:

«Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; лишь были б желуди—ведь я от них жирею». Тогда многострадальное Дерево предлагает самодовольному потребителю поднять рыло вверх, чтобы обнаружить истинный источник своего пропитания.

Многотысячелетняя история человечества свидетельствует, что бездумное подрывание корней Древа Культуры всегда неизбежно оборачивалось оскудеванием не только нравственных, но и хозяйственных основ жизни, ибо Древо Культуры есть и источник собственно Человеческой жизни: плоды его питают творческие силы общества, листва его создаст целительную нравственную атмосферу, а корни приносят из глубины живительные соки опыта, скрепляя почву народной жизни, не давая хищным ветрам безродства, безумия и безнравия разнести в прах основные жизненные ценности.

Как общий язык позволяет договариваться о сочетании различных интересов, так же под сенью Древа Культуры могли бы собираться для взаимного обмена обладатели действительных, реальных ценностей. И такой торг не будет лихим торжищем, но—торжественным Праздником Культуры. Не га Древе ли Культуры наливаются целебными соками чудные «молодильные яблоки», вобравшие самые огненные сияния Неба? Не посмотрим ли вверх, не воспрянем ли от скудельных черепков быта—к вечной высоте Бытия?

Ведь еще совсем недавно наши предки, куда более, чем наш «космический век», жили в целом Здании Мира, да и свое жилье строили но подобию Космоса. Так же и сам человек почитался за малый мир, во всем подобный большому. Каким же гармоничным видением нужно было обладать, какие высокие силы собирать, каким глубоким разумом обнимать мир, чтобы создавать те прекрасные вещи, которые составляют экспозиции наших музеев и которые были обычным бытовым окружением наших предков.

Сопоставляя различные факты из жизни древних культур, ученые. обнаружили свидетельства значительной культурной общности разных народов в очень древние времена. Приблизительно с периода т. и. «неолитической революции» (IX—VIII тыс. до н. э.), когда люди перешли к более совершенным способам отделки каменных орудий, в их жизни появляются следы некоторого универсального смыслового комплекса, получившего у современных ученых название «Модели мира»*. Эта модель (или «картина») мира сопровождала возникновение древнейших городских цивилизаций, сложение большинства мифологических, религиозных, философских и ранненаучных систем. В более позднее время обыгрыванием ее элементов наполнены все сферы народной жизни, которые были очень точно названы «фольклором», т. с. «народным учением» или «народным знанием».

См. статью: Топоров В. Н. «Модель мира»//Мифы народов мира. Т. II, М„ 1982, с. 161-164.

По наиболее прслставигелы-юй своей части эта Модель мира, чаще всего, именуется «Мировым (или Космическим) Древом» *, которое символизирует идею подвижно-динамического способа существования, в отличие от идеи фундаментально-статического, представленного образом «Мировой горы» **.

Согласно некоторым космогоническим сценариям, в результате ряда трансформационных актов одного или нескольких демиургических существ, в бсзвидно-бессодержательном (ср. греческих Хаос***, «зияния, разверзнутость») Первоначале появляется некая «завязь» Вселенной («Яйцо мировое ****, «раковина», «Скала», разрастающийся «ил» со дна первичных Вод и проч.), которая обнаруживает две основные тенденции: центробежно-расширительную и поляризационно-дифференцирующую. Обе тенденции осуществляются относительно некой «Середины мира»*****, чаще всего отмеченной образом Древа, стоящего на окруженной протокосмнческими водами тверди (острове, горе, скале и т. п.). Воды при этом олицетворяют внеструктурную вес потенциальность. Твердь — базисную основательность, а Древо— процессуальную трансформность и упорядочность Бытия, если воспользоваться языком современной науки.

пользоваться языком современной науки.

Являясь универсальной содержательной доминантой мифоноэтического универсума, образ Мирового Древа содержит основные смысловые элементы и функции мирового строя, который определяет основные параметры Космоса с помощью двоичных (бинарных) противоположностей.

Вертикальная проекция «Модели мира»

После разделения «завязи» Вселенной на два полярных начала, Мировое Древо выступает в роли космической опоры, не позволяющей «схлопнуться» обратно пространству мира, а также в роли соединяюще-посредующего начала, так как ветви его прорастают в Верхний («небесный») мир, корни—в Нижний («подземный»), мир, а ствол образует центральную точку (или «ось»), вокруг которой вращается Средний («земной») мир.

Четыре основных «стихии» (или «элемента») Космоса соотносятся с верхушкой (Воздух, Огонь— Свет) и низом Мирового Древа (Вода и Земля—Твердь). В функции сообщения между космическим Верхом и Низом * (не допустить их разрыва) Древо нередко заменяется образами Лестницы, космической Нити, Цепи и другими вариантами. К ветвям Мирового Древа обычно приурочиваются космологические объекты (Солнце, Луна, Звезды), персонажи верхнего уровня пантеонов (боги, небесные существа, святые...), образ космической Птицы. С нижней частью Древа связаны представления о чудесных («живой и мертвой», «сильной и слабой», «памятной и забывущей») водах (и виде рек, источников, колодцев), в которых обитает некое поднос или земноводное существо, чаще всего Змея или Дракон (варианты: Рыба, Лягушка, Черепаха...). Население Нижнего мира обычно составляет нижний уровень пантеонов (чаще всего это демонические существа).

Горизонтальная проекция

На плоскости (поверхности) земного мира, как места обитания люден, различаются относительно центра (т. е. ствола Мирового Древа или замещающих его объектов) две горизонтальные осп: направо-налево и спереди-сзади, образующие четыре направления (или «стороны») света. За этими направлениями закрепляются определенные отождествления (времена суток и года, географические координаты, .цвета спектра, части ритуальных сооружений и проч.), позволяющие выстраивать различные серийные смысловые группы («цепочки» отождествлений), а на их основе создавать практически неограниченное количество текстов: познавательных, художественных, ритуальных и т. п. Таким образом, горизонтальная проекция содержит комплексы ориентиров, позволяющих находить правильные решения широкого спектра задач человеческой жизни: от бытовой сферы—до ритуальной. В произведениях изобразительного искусства горизонтальная структура Модели мира заполняется зооморфными (чаще всего копытными) и/или антропоморфными фигурами (героями, жрецами, мифологическими персонажами).

Ученые отмечают связь горизонтальной структуры Модели мира со сферой ритуала и теми, кто принимает в этом участие: жертвователями, жрецами, осуществляющими ритуал, и жертвой (объектом ритуала). В качестве жертвы обычно^ и выступает копытное животное (чаще всего лошадь: ср. такие традиционные обозначения Мирового Древа, как древнеиндийское Ашваттха **, «лошадиное древо», скандинавское Иггдрасиль *** «конь Игга», Коновязь трех миров в якутском эпосе—олонхо и др.). Во время жертвоприношения жертва расчленяется на части, которые в ходе ритуала отождествляются с элементами Космоса, т. е. жертва приравнивается к мирозданию, что отсылает к моменту создания мира из принесенного о жертву космического существа.

Ритуалы такого типа имитируют стадии творения и приурочиваются, как правило, к главному годовому Празднику*—моменту смены «старого» года «новым». Считалось, что за период обращения Солнца вокруг Мирового Древа (т. с. за год) пространство и время, социальные н природные взаимоотношения «портятся», «изнашиваются» из-за различных функциональных ошибок. Максимум прорыва хаотических сил в мир приходится на конец года. Эта ситуация воспроизводилась в древних ритуалах с помощью перевертывания основных двоичных оппозиций, очерчивающих границы упорядоченного мира (обычно это набор из 10—20 пар:

правый—левый, верх—низ; день—ночь; мокрый—сухой, сырой — вареный; мужской — женский; старший — младший;

спой—чужой; бедный—богатый и т. д.). Затем, в ходе праздника, инсценировалось столкновение носителей «космизируещего» начала (во многих культурах в виде поединка бога-громовника или героя-змееборца**) с чудовищными олицетворениями сил «деструкции». После победы (как в «начале» мира) над «антибытийными» силами упорядоченные отношения в мире восстанавливаются, все основные культурные ценности данного человеческого коллектива опять утверждаются, и обновленная жизнь получает силы для следующего круга бытия.

Выступая как модель культуры в целом, являясь тем посредующим звеном между вселенной и человеком, благодаря которому становится возможной их встреча и взаимодействие, Мировое Древо оставило следы в религиозных, космологических, мифологических и философских представлениях, в словесных и письменных текстах, в изобразительном искусстве и архитектуре, в планировке поселений и жилищ, в обрядах и ритуалах, в играх и танцах, в социальных и экономических институтах, в переживаниях процесса самосовершенствования и др. областях культуры. Думается, что культура Будущего невозможна без обогащения человечеством своего внутреннего мира прозрениями наших предков.

Хостинг от uCoz